АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Применение автомобильного транспорта для переброски людей, материалов и механизированного инструмента имело такое же большое влияние на изменение технологии ремонта и текущего содержания пути и сооружений, как и широкое использование моторных дрезин. Моторные дрезины, заменив ручные вагончики, позволили увеличить длину рабочих отделений с 6,2 до 12,5 км.

Автомобильный транспорт особенно широко используется на очень грузонапряженных дорогах там, где рядом с железнодорожным путем имеются автомобильные дороги. В связи с увеличением протяженности автомобильных дорог и с улучшением их качества, а также с появлением новых типов автомобилей этот вид транспорта начали все больше и больше использовать при ремонте и текущем содержании пути. В настоящее время автомобильный транспорт широко используется для перевозки отделенческих и районных путевых бригад, сварщиков, мостовых и строительных бригад, бригад по земляным работам, работников связи и др.

Автомобильный транспорт приобретает особенно большое значение при происшествиях (размывы пути, излом рельсов и т. д.). Автомобильным транспортом можно быстро доставить на место работ путевые бригады, инструменты и материалы, что не всегда можно сделать моторными дрезинами или рабочими поездами.

При путевых работах автомобили, нагруженные всеми необходимыми материалами и инструментами, не ожидая пропуска поездов, могут следовать к месту работ. Необходимые материалы доставляются непосредственно к месту работ, что устраняет их выгрузку из вагонов и перегрузку на путевые вагончики. При наличии автомобильного транспорта могут быть быстро ликвидированы снежные заносы. При наличии автомобильного транспорта повышается производительность труда (от 25 до 50%) в бригадах, занятых на ремонте средств связи, переездов, зданий, устройств водоснабжения, смене стрелочных переводов и других работах.

Однако более интенсивное использование автомобильного транспорта выдвинуло проблему техники безопасности. Число несчастных случаев на железных дорогах сократилось с уменьшением использования моторных дрезин, но зато значительно увеличились несчастные случаи с вводом автомобильного транспорта. Большое количество несчастных случаев происходит из-за неисправности автомашин, а также по вине водителей, которые не так хорошо дисциплинированы, как железнодорожники, и не чувствуют достаточной ответственности за свое дело.

Служебные автомобили. Наиболее удобными для железных дорог являются служебные автомобили со стандартным кузовом типа фургона, грузоподъемностью 0,5 и 1,0 т, которые наиболее широко используются работниками связи, инспекторами, механиками по ремонту весов и т. д. В фургонах устроены откидные, быстро устанавливающиеся полки.

Другим типом служебных автомобилей, широко используемых на железных дорогах, является пикап со снимающимся тентом и ящиками для инструментов и мелких деталей. Наиболее часто применяются 0,5; 0,75 и 1-т пикапы, однако на некоторых дорогах применяются также и 1,5-т. Такие пикапы особенно удобны для сварщиков, работников водоснабжения и механиков для ремонта оборудования.

Наиболее распространенные типы автомобилей имеют грузоподъемность до 0,5 т, но также применяются 0,75 и 2-т машины. Кроме того, весьма распространенными являются строительно-ремонтные автомобили среднего веса, кузова которых монтируются на обычных шасси с кабиной и в некоторых случаях со специальным отделением для рабочей бригады. Эти машины используются на железных дорогах главным образом работниками связи и электростанций и ремонтными бригадами. Полуторатонные автомобили типа «техническая помощь» с изолированной кабиной наиболее широко используются механиками по ремонту оборудования. В кузове автомобиля имеются верстаки, ящики и полки для мелкого инструмента и деталей, оборудование для сварки и автогенной резки, маленький компрессор и электростанция. Задняя двустворчатая дверь автомобиля может открываться внутрь и наружу.

Транспортные автомобили в основном применяются для перевозки машин, инструментов и материалов, а также для перевозки рабочих бригад Эти автомобили оборудованы продольными откидными скамейками с каждой стороны кузова для перевозки до 20 чел.

На дорогах широко применяются автомобили с открытым кузовом грузоподъемностью 0,5; 1,5; 2 и 3 т. Для повышения универсальности эти автомобили оборудованы гидравлическими приспособлениями для разгрузки (самосвалы), автомобильными кранами, лебедками, воздушными компрессорами и т. д. Некоторые дороги для перевозки людей в ненастную погоду оборудуют открытые автомобили съемным закрытым верхом, который устанавливается на машине и снимается с нее с помощью крана. Другие дороги используют брезентовый верх, натягивая его на постоянно имеющийся на автомобиле каркас.

Наиболее распространенными на дорогах являются 1,5 и 2-т самосвалы. На некоторых дорогах также имеются 2,5; 3 и 5-т самосвалы.

Ряд дорог предпочитает для перевозки людей использовать автомобили с автобусными кузовами, имеющими от 8 до 50 мест для сидения. Такое количество мест регламентируется правилами уличного движения. Некоторые дороги предпочитают пользоваться устаревшими автобусами, получаемыми от транспортных компаний.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную