БЕТОННЫЕ СТРОЕНИЯ

Более мелкие строения, например телефонные, релейные, стрелочные, аккумуляторные и тому подобные будки, нередко поставляются фирмами в готовом виде. Такие строения делаются из железобетона и к ним прилагаются все необходимые части: металлические двери и оконные переплеты, вентиляторы и т. д., которые отправляются вместе со зданием. Эти строения изготовляются в виде монолитного целого, что достигается применением разборных металлических форм для бетона. Свежеуложенный в формы бетон подвергается вибрации для достижения наибольшей плотности и полного заполнения всех элементов формы.

Значительный вес таких строений требует для их установки применения крана. Петли для захвата обычно вделаны в крышу строения. Однако без особого труда эти здания можно устанавливать на готовом фундаменте домкратами или накатывать их по слегам.

Строения больших размеров, сооруженные из отдельных бетонных плит, можно рассматривать как сборные, так как ббльшая часть работ по их изготовлению может быть выполнена в стороне от строительной площадки. При таком способе сооружения пол здания служит основанием для набивки стеновых плит.

Такое строение из сборного бетона для железнодорожных нужд шириной от 24,4 до 28,6 м, длиной 23,6 м и высотой 5,64 м на жестком стальном каркасе было сооружено в одном из городов на Западе. Это строение полностью соответствовало жестким муниципальным строительным правилам в части огнестойкости и антисейсмичности. Бетонные стеновые плиты были в достаточной мере армированы, имели необходимые связи для прикрепления к стойкам каркаса и в них были оставлены оконные и дверные проемы. Стеновые плиты прикреплялись к плитам пола клеящим составом, содержавшим воск. После покрытия этим составом стеновые плиты устанавливались на место краном и прикреплялись к стальным стойкам каркаса. Стеновые плиты в этом случае достаточно хорошо сопротивляются опрокидывающим и вертикальным усилиям. Чтобы выполнить требования местных строительных правил возникла необходимость в этом частном случае покрыть стальные стойки огнеупорной краской. Крыша здания была покрыта рулонной кровлей из строительного войлока с обмазкой битумом по шпунтовой дощатой обрешетке.

В результате длительных опытов с применением плит из предварительно напряженного железобетона, вес которых меньше веса обычных железобетонных плит, оказалось возможным применять сборные железобетонные строения другого типа, стоимость которых благодаря меньшему числу операций при их сборке оказалась ниже. При сборке зданий этого типа требуется устройство фундаментов под стены и стойки и бетонирование на месте нижних плит пола; после этого устанавливают стойки.

Железобетонные плиты для чистого пола и для крыши набивают непосредственно на полу, для чего предварительно на полу или в специальных металлических формах, похожих на вафельницы, раскладывают арматуру, которой дается предварительное натяжение, после чего устанавливают боковые щеки формы и укладывают бетон с сильным уплотнением. Если пол укладывают в два слоя или более, то эту операцию повторяют несколько раз, причем в последнюю очередь готовят плиты для крыши; при этом получается, что каждая плита для крыши располагается над полом своей секции. В плигах пола вокруг каждой стойки оставляют незаполненные отверстия, в которые вставляют железные кольца, заделанные в бетон. Назначением этих колец является передача нагрузки от плит на стойку.

При помощи синхронизированных электролебедок, установленных на стойках, плиту поднимают до проектного уровня. Вделанные около стоек кольца приваривают к стойкам. После установки на место всех плит лебедки удаляют, а отверстия с кольцами около стоек бетонируют. Операцию по подъему плит при помощи электролебедок осуществляет один человек, стоящий на доске, заделанной в виде консоли в стену.

У большинства железнодорожников создалось впечатление, что сборные строения являются временными и предназначены для использования главным образом в таких случаях, когда требуется быстрая разборка и перенос их на другое место. Из этого делается вывод, что такие строения не обладают такой же прочностью, как специально запроектированные строения обычной постройки. Эта глава частично предназначена для того, чтобы рассеять такое убеждение. Так как условия работы и эксплуатации железной дороги не остаются неизменными во времени, то здания обычной постройки нередко становятся устаревшими задолго до того, как истечет срок их нормальной службы. Во многих типах сборных строений заложены проектные особенности, обеспечивающие возможность лучшего приспособления их к изменившимся условиям эксплуатации. Это и является основной причиной, почему многие железные дороги применяют сборные строения.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную