ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Механические централизации. Силовые централизации. Механические замыкания. Электрические замыкания в централизациях. Предмаршрутные замыкания. Временные замыкания. Секционные замыкания. Маршрутные замыкания. Секционно-маршрутные замыкания. Указательные замыкания. Межпостовые замыкания. Замыкание удаленных стрелок. Замыкание разводных мостовых пролетов. Релейные централизации. Электрические замыкания. Аппараты релейных централизаций. Релейные централизации без рукояток. Маршрутная централизация с цифровыми дисками на пульт-табло. Автоматические централизации. Управление стрелками ответвлений по системе поездного опознавания

Централизация представляет собой сочетание стрелочных и сигнальных устройств, находящихся во взаимной зависимости, позволяющей производить их перевод в заранее установленном порядке и тем самым не допускать одновременного открытия сигналов для враждебных маршрутов. Термин «централизация» обычно объединяет такие элементы, как посты, пульты управления, стрелки, сигналы и схемы.

Механические централизации. Механической централизацией называется система, при которой стрелки и сигналы переводятся силой человеческой руки. Это наиболее ранний тип централизации, такие установки до "их пор находятся в эксплуатации. В механической централизации каждая стрелка переводится рычагом посредством тяг, связанных со стрелочными переводами. Таким же образом каждый сигнал может управляться при помощи тяг. Однако в большинстве механических централизаций сигналы управляются электрической энергией.

Силовые централизации. Из-за необходимости использования человеческих усилий при переводе стрелок дальность действия механической централизации ограничена; кроме того, по мере роста движения медленная работа механической централизации не удовлетворяет возрастающим требованиям. В дальнейшем были разработаны силовые приводы для перевода стрелок и семафоров. В электропневматических централизациях для управления пневматическими приводами используются электрически управляемые клапаны. В последующем была создана электрическая централизация с установкой электроприводов на стрелках. В силовых централизациях в течение многих лет применялись семафоры с силовыми приводами, в современных системах централизации в качестве сигналов применяются только светофоры.

Механические замыкания. В аппаратах механической централизации правильная последовательность при переводе рычагов достигается механическими замыканиями, которые осуществляются линейками и замычками. Эти детали приводятся в действие рычажными защелками. Запирание переводного рычага осуществляется замыканием защелки, у которой прижимная рукоятка не поддается нажатию. Механические замыкания применяются также и в силовых централизациях рукояточного типа. В большинстве аппаратов силовой централизации замыкание производится непосредственно рукоятками без применения защелок.

Электрические замыкания в централизациях. В первых чисто механических централизациях взаимные замыкания между стрелками и сигналами осуществлялись только в аппаратах управления с использованием для этих целей защелок или самих рычагов. Сигналисты могли в любое время закрыть сигнал и затем перевести стрелки, если поезд не находился непосредственно на стрелках или у самых стрелок, в последнем случае переводу мешали прижимные шины (стрелочные педали). По мере повышения скоростей и совершенствования электрических устройств на станциях, оборудованных централизациями, на подходах к ним стали применять рельсовые цепи, используемые для определения занятости путевых и стрелочных участков. Кроме того, были разработаны электрические схемы для контроля положения сигналов.

В дальнейшем широкое применение получили электрические замыкания. Для электрических замыканий используются рельсовые цепи или контроллеры, приводимые в действие сигналами, стрелками, подъемными пролетами разводных мостов и т. п. Электрические замыкания не позволяют сигналисту менять положение сигналов, сбрасывателей и стрелок перед поездом. В соответствии с условиями движения применяются различные схемы для обеспечения безопасности, и электрические замыкания в этих схемах можно классифицировать следующим образом: предмаршрутные замыкания, секционные замыкания, маршрутные замыкания, секционно-маршрутные замыкания, указательные замыкания, замыкания удаленных стрелок и замыкания разводных мостовых пролетов.

Предмаршрутные замыкания. Эти замыкания используются для ограждения поезда, приближающегося к централизованной станции, где открыты сигналы для пропуска его по установленному маршруту. После прохода поезда маршрут автоматически размыкается. Предмаршрутные замыкания обычно применяются в местах, где поезда движутся с высокими скоростями, но могут применяться и в других местах, если это требуется местными условиями. Существо замыкания заключается в том, что при установленном маршруте рукоятки аппарата управления запираются, как только поезд занимает участок приближения к сигналу, т. е. когда поезд находится на расстоянии 1,5—2 км от сигнала. Если приближающийся к станции поезд замкнул таким способом стрелки и сбрасыватели, а затем остановится или будет задержан и не использует маршрут, сигналист может осуществить искусственное размыкание маршрута размыкающими устройствами с выдержкой времени. Выдержка времени, необходимая для предотвращения ошибок, осуществляется при помощи медленнодействующего заводного прибора или посредством ручного включателя, установленного в отдалении, что не позволяет сигналисту сразу использовать его. Таким образом, это исключает возможность поспешной разделки маршрута, установленного для приближающегося поезда.

Предмаршрутное замыкание не мешает переводу сигналов в нормальное положение, но препятствует переводу стрелок или сбрасывателей, пока поезд не проследует входной сигнал, если это замыкание не снято при помощи прибора с выдержкой времени. Время для осуществления искусственного размыкания должно быть достаточным, чтобы высокоскоростной поезд мог проследовать централизованный район или остановиться у соответствующего сигнала.

Временное замыкания. Это замыкание создает такое же ограждение, как и предмаршрутное замыкание. В отличие от предмаршрутного замыкания оно замыкает маршрут, как только открывается входной сигнал, независимо от наличия поезда на участке приближения.

Секционные замыкания. Это замыкание служит для предупреждения перевода стрелки под проходящим составом, причем это осуществляется рельсовой цепью. Стрелочная рельсовая цепь шунтируется поездом и замыкает стрелочную рукоятку в соответствующем положении. Такое замыкание применяется совместно с прижимной шиной (рельсовой педалью) или вместо нее.

Маршрутные замыкания. Маршрутное замыкание представляет собой расширенное секционное замыкание, включающее весь маршрут и замыкающее стрелки перед проходом поезда.

Секционно-маршрутные замыкания. Хотя маршрутное замыкание и удовлетворяет требованиям безопасности, оно вместе с тем не позволяет быстро пропускать поезда в районах интенсивно работающих устройств СЦБ. При секционно-маршрутном замыкании стрелка размыкается после прохода поезда. Секционно-маршрутное замыкание устроено так, что замыкание осуществляется независимо от направления движения поезда.

Указательные замыкания. Это замыкание используется для обеспечения соответствия между управляемым устройством и рукояткой аппарата управления.

Межпостовые замыкания. Это замыкание используется для исключения возможности установки враждебных маршрутов смежными постами централизации.

Замыкания удаленных стрелок. Это замыкание представляет собой электрическое замыкание, применяемое в отдельных случаях для стрелок, расположенных далеко от поста централизации и находящихся на местном или ручном управлении. Такие стрелки замыкаются с поста и без ведома сигналиста переведены быть не могут.

Замыкания разводных мостовых пролетов. Это замыкание применяется на разводных мостах для предотвращения открытия сигналов на подходах к мосту, если разводной пролет не наведен и не заперт в этом положении.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную