ДЕПО

1. Общие положения

Наиболее приемлемый тип депо целиком зависит от типа локомотивов, для отстоя которых оно предназначается. Веерообразные депо обычно предпочитаются для паровозов. Для тепловозов и электровозов лучше строить депо прямоугольного типа Особые условия, например: ограниченность места, небольшое число перерабатываемых локомотивов, возможность более легкой постройки поворотного треугольника, чем поворотного круга, могут также служить обоснованием для постройки прямоугольного депо.

2. Депо для паровозов

Длина паровозного стойла, измеренная вдоль оси пути должна быть, по крайней мере, на 6,98 м больше длины па ровоза с тендером, чтобы обеспечить расстояние в 3,05 м впереди бегунка и достаточное пространство для отцепки тендера внутри депо, не открывая ворот депо, и возможность прохода между котлом и тендером.

Угол стойла веерообразного депо должен быть построен с таким расчетом, чтобы при повороте поворотного круга в пределах полуокружности оси пути на круге и на смотровой канаве совпадали бы. Иногда следует устраивать радиальные тупиковые пути за поворотным кругом со стороны, противоположной депо, на одной прямой с путями смотровых канав.

3. Депо для тепловозов и электровозов

1) Размер здания определяется длиной и числом локомотивов, находящихся одновременно в ремонте. Наиболее удобной формой здания принято считать прямоугольную. Здание, как правило, должно проектироваться с таким расчетом, чтобы предусматривались помещения для текущего и капитального ремонта, механической мастерской, кладовых, отделений очистки и кондиционирования, для смены тележек и их хранения, раздевалок и помещения для одежды, душевых, туалетов и конторы депо.

2) Здание должно сооружаться из огнестойких материалов.

3) Число путей и их длина должны обеспечить возможность размещения всех одновременно прибывших локомотивов. Пути для текущего ремонта желательно иметь сквозными, в то время как пути для капитального ремонта могут быть тупиковыми. Желательное расстояние между осями путей должно быть не меньше 7,07 м, чем обеспечивается ширина рабочего пространства в 3,65 м.

4) Отопление депо может производиться от центральной распределительной сети; отдельные здания могут иметь самостоятельное отопление. В пунктах оборота выгоднее использовать центральное отопление.

5) Здание должно проектироваться с расчетом максимальной освещенности внутри. Все помещения депо должны иметь электрическое освещение, для чего используются флюоресцирующие и ртутные лампы или лампы накаливания. Там, где требуется большая освещенность применяют флюоресцирующие лампы. Смотровые канавы должны освещаться изнутри, а рабочие подмости—как сверху, так и снизу. Через определенные интервалы должны устраиваться розетки для подключения переносных ламп и электрифицированного инструмента.

6) Противопожарные устройства должны проектироваться с таким расчетом, чтобы обеспечить полную защиту кровли и перекрытий депо и прилегающих строений.

7) Все локомотивные стойла должны иметь смотровые канавы для осмотра и ремонта. Общепринятая ширина канав 1,22 м и глубина от 1,22 до 1,37 м от головки рельса. На боковых стенках канавы на половине их высоты устраивают выступы, на которые укладывают доски для рабочих, ремонтирующих раму тепловоза.

8) Смотровые канавы сооружаются из бетона с наклонным полом для отвода воды. Для спуска в канаву устраивают ступеньки. Иногда устраивают канавы без стен с рельсами, уложенными на коротких стойках.

9) Канавы должны иметь длину, достаточную для установки наиболее длинного локомотива.

10) Желательно уровень пола депо между смотровыми канавами иметь на 0,76 м ниже головки рельса смотровых путей, что позволит рабочим, работающим по обеим сторонам локомотива, осматривать и ремонтировать ходовые части и тормозное оборудование не нагибаясь.

11) Там, где это необходимо, следует предусмотреть в канавах устройства для оттаивания снега и льда на ходовых частях локомотивов. Эти устройства могут быть постоянного типа, смонтированными в канаве, или переносными. Канавы должны соединяться с канализацией, чтобы обеспечивать отвод воды.

12) В депо, где для подъемки локомотивов применяются винтовые или гидравлические домкраты, вдоль стен канавы под домкраты укладывают упругие подкладки. Место укладки подкладок должно быть рассчитано так, чтобы обеспечить подъемку всех типов локомотивов.

13) В каждом депо должны предусматриваться подъемники для скатов, при помощи которых производится замена локомотивных тележек или одиночных колесных пар. Они должны устраиваться так, чтобы имелась возможность перекатки тележек и колес в мастерские и из них или на путь для хранения колесных пар.

14) Чтобы обеспечить, производство ремонтных работ, вдоль путей устраивают высокие подмости с площадками, расположенными в уровне пола локомотива. Для удобства работы край рабочей площадки должен располагаться на расстоянии 1,70 м от оси пути, а высота пола платформы над головкой рельса должна быть 1,47 м.

Некоторые тепловозы имеют съемные люки для доступа к головкам двигателей. Для производства ремонтных работ на этом уровне устраивают второй ярус подмостей на уровне крыши локомотива.

15) Высокие рабочие подмости должны сооружаться из огнестойких материалов. Каждый из путей для текущего ремонта в депо должен обеспечиваться высокими рабочими подмостями. Рабочие подмости должны иметь длину, соответствующую длине наиболее длинноготепловоза. Желательная минимальная ширина верхней площадки подмостей, обслуживающих два пути, — 3,66 м. Для безопасности на площадках подмостей должны устраиваться съемные перила.

16) Для переброски двигателей, генераторов и тяжелых деталей в депо должны предусматриваться подвижные мостовые краны, при помощи которых отдельные детали переносят для ремонта на расположенные в стороне площадки. Габарит мостовых кранов должен позволить перемещение деталей в нужную точку Дег.о. Желательно устройство 25—30 т кранов с 5 т вспомогательными подъемниками. Для цехов текущего ремонта достаточно применять небольшие краны грузоподъемностью от 2 до 5 т.

17) Механические мастерские, в которых размещаются необходимые инструменты и механизмы для ремонта тепловозов, должны располагаться рядом с ремонтными стойлами. Для облегчения работы в мастерских устраивают подъемники грузоподъемностью от 0,5 до 1,5 т.

18) Пути для колесных пар и тележек и складские помещения должны располагаться рядом с ремонтными мастерскими, чем обеспечивается удобство снабжения скатами и тележками для замены. Помещения должны обеспечивать хранение колесных пар с прикрепленными к ним тяговыми моторами.

19) Рядом с механической мастерской должно быть расположено помещение, оборудованное станками, инструментами,полками и подставками для необходимого осмотра и ремонта различных деталей. Тут же располагается помещение, оборудованное баками, обмывочными и сушильными подставками и полками для очистки деталей.

20) Баки для хранения смазочного масла должны быть достаточной емкости для разгрузки в них целой цистерны. Обычно требуются два бака для свежего масла, бак для масла, бывшего в употреблении, и бак для регенерированного масла.

21) Для перекачки нефти применяют насосы требуемого размера и мощности, которые оборудуются перепускными клапанами и приводятся в действие взрывобезопасными двигателями, управляемыми на расстоянии или оборудованными автоматическим выключателем.

22) Емкости для хранения смазочного масла можно размещать в ремонтных мастерских или в отдельном здании. Такие здания должны сооружаться из огнестойких материалов. Для замера количества смазочного масла, отпускаемого при заправке локомотивов, хранилища должны оборудоваться счетчиками. Для хранения регенерированного и отработавшего смазочного масла предусматриваются особые емкости.

23) Трубопровод для подачи смазочного масла должен иметь выводы у ворот депо, а также над или под высокими рабочими площадками в цехе текущего осмотра и ремонта. В этих же точках устанавливаются сливные воронки, соединенные с отводной линией, ведущей к бакам с отработанным маслом, чтобы обеспечить слив грязного масла из картера локомотива.

24) Душевые, индивидуальные шкафы для одежды и туалетные комнаты располагаются рядом с ремонтными цехами.

25) В электровозных депо контактная сеть и провода высокого напряжения должны заканчиваться снаружи здания.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную