ДРЕНАЖИ

Кюветы и канавы при достаточных сечении и глубине хорошо осуществляют отвод воды от земляного полотна. Однако для полного осушения земляного полотна отвода только поверхностных вод часто недостаточно. Для осушения балластных лож необходимо устроить подземный дренаж. Дренажи устраивают также для отвода грунтовых вод, для осушения станционных площадок, для отвода воды от переездов и пересечений железнодорожных линий в одном уровне; нередко устраивают дренажи вдоль станционных платформ или других асфальтированных площадей, с которых может стекать на прилегающие пути значительное количество воды.

Дренажи не эффективны при устройстве в слабоводопроницаемых грунтах, например в глинах. Увлажнение таких грунтов и потеря ими устойчивости чаще являются следствием перемещения капиллярной влаги. Прекратить капиллярное насыщение таких грунтов водой можно только путем устройства капиллярного прерывателя из высокопористых материалов: песка, гравия или камня. Однако при наличии в глинах воды, свободно циркулирующей по трещинам, правильно спроектированные дренажи могут оказаться достаточно эффективными, осушая глины так же, как и лежащие выше грунты.

Для устройства дрен чаще всего применяют дырчатые гончарные трубы и перфорированные трубы из гофрированного железа. Ранее в дренажах широко применялись гончарные трубы, однако вследствие низкой прочности на сжатие они легко разрушались, а вследствие отсутствия сцепления в стыках смещались в сторону под воздействием вибрации от проходящих поездов, что вызывало закупорку дренажа. В некоторых случаях оказалось успешным применение пропитанных креозотом четырехугольных деревянных труб из кипариса и труб из пористого бетона.

Устройство дренажа. Сооружение дренажей обычно производится снизу вверх по течению воды, начиная от выпуска дренажа. Это необходимо для отвода по траншее воды от места работы. Одним из важнейших условий обеспечения хорошей работы дренажа является соблюдение одинакового продольного уклона дренажной траншеи. В каждом допущенном понижении продольного профиля трубы будут заиливаться. Изменить уклон, чтобы исправить допущенное нарушение профиля, можно, увеличив его по направлению к выпуску для ускорения стока воды. При необходимости изменить уклон в точках перелома должны устраиваться отстойники.

Выпуски дренажей обычно оформляют в виде каменного оголовка, а отверстие трубы закрывают решеткой, чтобы кролики и другие мелкие грызуны не гнездились в трубах.

При осушении балластных лож в выемках необходимо предварительно обследовать глубину ложа с достаточно частым бурением разведочных скважин с тем, чтобы правильно выбрать глубину заложения продольного и поперечных дренажей, которая определяется глубиной наиболее пониженной точки дна ложа. Обычно дренажи устраивают на расстоянии 2,70 м от оси ближайшего пути, а глубину их принимают на 0,90 м ниже дна кювета. Наименьший допустимый продольный уклон продольных дренажей 0,002, однако лучше принимать его не менее 0,004; наименьший уклон поперечных дренажей 0,004, но предпочтительно принимать 0,008, чтобы предупредить заиливание.

На некоторых железных дорогах принято устраивать междупутные дренажи на двухпутных линиях (рис. 19) или односторонние дренажи на однопутных; однако обыч- для осушения земляного полотна дренажи устраивают по обеим сторонам пути под каждым кюветом. Выпуски дренажей устраивают обычно там, где глубина дренажа достигает 0,60 м. Отвод воды от оголовка осуществляется открытой канавой.


Поперечные дренажи для осушения подрельсовой части земляного полотна обычно располагают через ползвена, хотя глубина и очертание дна балластного ложа могут потребовать и другого расположения. При двусторонних продольных дренажах выпуски поперечных дренажей устраивают в оба продольных дренажа, располагая их в шахматном порядке.

При осушении глубоких балластных лож или участков разжижений на насыпях продольные дренажи устраивают на расстоянии около 3,0 м от подошвы насыпи при глубине около 1,80 м; таким образом они оказываются за пределами зоны осадок грунта. В зависимости от глубины и очертаний балластного ложа поперечные прорези в насыпях располагают на расстоянии от 3 до 12 м при наименьшем уклоне 0,05.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную