ЭКИПИРОВОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА

а) Общие положения. Пункты снабжения жидким топливом должны располагаться так, чтобы обслуживать все локомотивы, находящиеся на перегонах, в локомотивных депо и на главных путях.

Там, где нефть используется как паровозное топливо, требуются устройства для слива ее из цистерн, хранения запаса и заправки ею локомотивных тендеров. Подобные устройства требуются также и для тепловозов.

Чтобы вести точный учет полученной, израсходованной и имеющейся в наличии нефти, должны быть установлены счетчики для всех операций. Чтобы не допускать попадания посторонних примесей в локомотивные топливные баки, на линии перекачки от цистерн до запасных резервуаров и на подающей линии к локомотивам необходимо устраивать фильтры.

Детали линий перекачки меняются в зависимости от состава и удельного веса нефти, намеченной к использованию, а также от климатических условий, с которыми придется встретиться, так как от последних зависит наиболее подходящая для перекачки температура нефти. Для всего пункта снабжения жидким топливом обязательна противопожарная защита, для чего применяются автоматическая, химическая или водяная разбрызгивающие системы.

б) Сливные устройства для тепловозов и электровозов. Нефтяное топливо для тепловозов и электровозов может разгружаться из цистерн под действием силы тяжести, перекачкой насосами или сжатым воздухом в зависимости от местных условий. Цистерны желательно разгружать через верхний люк. Подающая линия должна иметь достаточное сечение, чтобы обеспечить разгрузку цистерн в установленное время. При применении насосов на всасывающей линии необходимо устанавливать фильтры.

в) Насосная станция. Насосные устройства должны быть установлены в отдельном помещении с измерительными приборами и фильтрами. Насосное помещение должно сооружаться из огнестойких материалов и при необходимости иметь отопление.

Электропроводка и проводка к счетным и сигнальным приборам должна быть взрывобезопасного типа.

г) Хранение. Запасы нефти, подлежащие хранению, целиком зависят от надежности источника снабжения и возможных колебаний рыночных цен на нефть.Обычно на каждом заправочном пункте должен храниться достаточный запас нефти, чтобы обеспечить снабжение тепловозов на время возможных перерывов в поступлении нефти из постоянного источника снабжения. Дополнительные запасы нефти, создаваемые, чтобы избежать переплаты при изменении рыночных цен, могут быть расположены или в различных пунктах оборота, где они используются, или концентрироваться в одном удобном месте.

Цилиндрические стальные баки большой емкости, расположенные на выравненном земляном фундаменте, обеспечивают удобное и выгодное хранение нефти. Постройка таких баков несложна и не вызывает больших затрат потому, что они являются стандартными конструкциями заводского изготовления. Над баками устраивают покрытие асбестом, смесью смолы и гравия или листовым железом, укладываем».,м на опалубке, опирающейся на стальные или деревянные рамы.

В постоянных хранилищах или при хранении нефти, содержащей большой процент бензина, для уменьшения испарения газов и предупреждения опасности пожара применяют газонепроницаемые стальные покрытия, оборудованные вентиляционными трубами с выпусками наружу, а также покрытия с воздушными прослойками. Каждый бак должен быть огражден защитной канавой вместимостью в 1,5 раза больше емкости бака. В случае применения специальной конструкции баков, уменьшающей возможность выплесков и образования волн, вместимость канавы может быть уменьшена. В местах, где площадь земельных участков ограничена, устраивают подземные стальные или бетонные баки. Необходимо предусматривать также соответствующие средства для удаления газов, испаряющихся с поверхности нефти. Характер и размер таких устройств зависят от проницаемости крыши и состава нефти. Их необходимо запроектировать так, чтобы уменьшить циркуляцию воздуха над поверхностью нефти до минимума и одновременно предусмотреть средства, предупреждающие повышение давления внутри бака вследствие накопления газов.

д) Доставка. Нефть может перекачиваться в тендеры локомотивов самотеком из высоких стальных баков или под давлением. Если применен первый способ, то особое внимание должно быть уделено устройству и правильному расположению отсека- тельных клапанов в подающей линии так, чтобы перекачивание нефти из бака могло быть немедленно прекращено.

Емкость расходных баков зависит от местных условий, таких, как способ доставки и перекачки нефти, однако емкость этих баков в общем случае должна быть рассчитана на хранение не менее суточного запаса нефти.

В расходных баках должны быть предусмотрены клапаны для выпуска воды и осадков, которые могут накопиться на их дне. Для точного замера подачи нефти на подающем трубопроводе устанавливаются счетчики.

Некоторая утечка нефти вокруг локомотивных депо неизбежна, поэтому необходим предусматривать устройства, которые будут доводить до минимума потери, что является важным элементом в проектировании устройств для перекачки нефти. Если будут устранены все непроизводительные потери и утечки нефти, то стоимость сбора утекающей нефти обычно выше стоимости сохраненной нефти. Там, где такие потери чрезмерны или становятся опасными для соседних владений, необходимо сооружать нефтеловушки в водоотводных канавах или в канализационных трубах с перегородками для задержания нефти, отделения ее от воды и последующего сбора.

При подаче топлива в баки тепловозов желательно, чтобы гибкие рукава, к которым присоединяются наконечники от насосов, были оборудованы быстросмыкающимися соединительными головками (по типу соединений на воздушных тормозных рукавах). Эти шланги должны соединяться с шлангами для подачи жидкого топлива от колонки или от резервуара. Топливные колонки имеют вертикально установленные опоры, к которым прикрепляется наливная труба, и расположены так,чтобы обслуживать многосекционные локомотивы без их перестановки. Вертикальные наливные трубы для подачи жидкого топлива должны иметь достаточную высоту и оканчиваться гибкими шлангами с поворотным соединением.

При применении подземных резервуаров расстояния между ними должны иметь достаточные размеры для хранения наливных шлангов.

Малые пункты снабжения жидким топливом

Вышеупомянутые рекомендации относятся в первую очередь к крупным пунктам снабжения топливом, однако основные положения относятся и к малым пунктам с учетом некоторых специальных добавлений. В отдельных случаях, при малом расходе, топливо подается локомотивам непосредственно из цистерн, в других—емкость расходных резервуаров рассчитана на слив нефти из одной или нескольких цистерн. Подача нефти на тепловозы может осуществляться самотеком, насосами или сжатым воздухом.

Пункты снабжения жидким топливом для электровозов

Электровозы требуют снабжения жидким топливом котлов, которые вырабатывают пар для поездного отопления. Оборудование пунктов снабжения и методы подачи топлива в этом случае в общем те же, какие применяются для тепловозов, но отличаются по мощности в зависимости от потребности в топливе.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную