ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОСТОВ

В связи со сравнительно большим сроком службы металлических мостов их содержание требует в общем большей затраты сил, чем сооружение. Состояние металлических пролетных строений необходимо проверять не реже 1 раза в год, причем все признаки быстрого износа и разрушения надо внимательно обследовать и фиксировать.

Текущие обследования. При обследовании моста необходимо систематически осматривать все его части с тем, чтобы своевременно обнаружить наличие дефектов или такого состояния, которое, не будучи исправлено, способно привести к снижению безопасности сооружения. При наличии условий, создающих непосредственную угрозу безопасности сооружения, необходимо немедленно принять меры, требуемые обстановкой. В подобных случаях надлежит безотлагательно поставить в известность о положении инженера по мостам и непосредственно заинтересованные стороны. Другие дефекты, требующие устранения, следует отметить для включения в план работ следующего года.

При обследовании пролетных строений с фермами на болтах-шарнирах необходимо проверять возможность ослабления болтов и контргаек, а также износа шарниров и листов с отверстиями. По возможности, обследование следует проводить при движении поездов.

При обследовании опираний пролетных строений необходимо обращать внимание на положение и состояние кладки, надежность заанкеривания, работу подвижных опорных частей, отсутствие препятствий продольным перемещениям конструкции (наличие достаточного зазора у ее конца). Если при этом будут обнаружены какие-либо ненормальности, необходимо проверить, не имеются ли перемещения опор. Если наблюдениями установлено наличие таких перемещений, то необходимо провести более углубленное исследование, чтобы установить, требуется ли принять меры по устранению дефектов.

Усиление и ремонт. Для обеспечения наибольшей продолжительности службы существующих пролетных строений весьма важное значение имеют мероприятия по содержанию мостов в хорошем физическом состоянии и по приспособлению их к воспринятию обращающихся нагрузок.

Необходимость усиления или ремонта таких сооружений может быть продиктована рядом причин: возрастанием веса и скоростей проходящих поездов, износом отдельных частей, повреждением атмосферными воздействиями.

Характер потребного усиления и ремонта стального сооружения зависит от его конструкции, физического состояния, рода металла, действующих напряжений, условий габарита и других индивидуальных для данного сооружения условий. Ьолее подробное рассмотрение этого вопроса выходит за пределы настоящего справочника и содержится в ТУ AREA.

Натягивание ослабших стержней с проушинами.

В главных фермах с шарнирно-болтовыми узлами по истечении многих лет службы довольно часто наблюдается ослабление натяжения стержней за счет износа шарниров и проушин в местах соприкасания. Степень износа зависит от величины и характера загружения. При неодинаковом износе в различных узлах неравномерная работа отдельных элементов становится заметной. Ослабшие элементы ферм необходимо натянуть. Для этого применяют различные методы: а) натягиваемый стержень разрезают, в месте разреза ставят присоединенные к листам две стяжные муфты, которые приваривают или приклепывают к разрезанным концам стержня; б) стержень разрезают и после плотного прижатия проушин к шарнирам перекрывают накладками в месте разреза; в) небольшой участок стержня разогревают газовыми горелками до вишнево-красного цвета и в таком состоянии осаживают при помощи специальных приспособлений (рис. 67).


Второй метод не обеспечивает передачи натягиваемому стержню напряжений от постоянной нагрузки. Наиболее целесообразным является третий метод.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную