ЮЦС. Предлагаем приобрести автобусы Yutong на сжиженном газе. Недорого.

КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ ДРЕЗИН

Моторные дрезины подразделяются на следующие шесть основных классов:

класс MW-А — легкая инспекторская дрезина для перевозки 1—2 чел.;

класс MW-В — стандартная инспекторская дрезина для перевозки от 1 до 4 чел.;

класс MW-С — легкая отделенческая дрезина для перевозки до 6 чел.;

класс MW-D — стандартная отделенческая дрезина для перевозки до 8 чел.;

класс MW-E — тяжелая отделенческая дрезина для перевозки также до 8 чел.;

класс MW-F — мощная дрезина для перевозки 14 чел., а на прицепах до 200 чел.


Легкая инспекторская дрезина (рис. 1 и 2) предназначена для поездок дорожных мастеров, контролеров, инспекторов, путевых осмотрщиков, связистов и других линейных работников, которые обычно выполняют свои работы в одиночку или вдвоем. Дрезина имеет минимальный вес, что дает возможность снять ее с пути и установить обратно на путь силами 1 чел. (рис. 3). Кузов дрезины сделан из алюминиевых сплавов, дерева и стали. В отдельных случаях применяются рессорные подвески кузова или резиновые прокладки. Большой опыт эксплуатации инспекторских дрезин позволил создать сбалансированную устойчивую конструкцию.

Моторные дрезины обычно имеют одноцилиндровые двух- или четырехтактные двигатели мощностью от 4 до 9 л. с. Общий вес дрезин 238 кг; нагрузка на руки рабочего при снятии дрезины с пути при выдвижных ручках дрезины составляет около 45 кг.

Стандартная инспекторская дрезина несколько тяжелее легкой инспекторской дрезины (рис. 4); на ней могут ехать 4 чел. Как и инспекторская дрезина, она особенно удобна для поездок участковых инженеров, дорожных мастеров и контролеров по пути, мостам, зданиям, по связи и водоснабжению. На дрезине установлен одноцилиндровый двух- или четырехтактный двигатель или двухцилиндровый четырехтактный. Номинальная мощность двигателя, в зависимости от его типа, от 4 до 10 л. с. Общий вес дрезины от 272 до 346 кг с нагрузкой на выдвинутые ручки от 43 до 50 кг при снятии дрезины с пути.

Легкая отделенческая дрезина предназначена для перевозки малых и средних отделенческих бригад численностью до 6 чел. Благодаря хорошо сбалансированному весу дрезины ее можно снимать с пути и устанавливать обратно на путь силами 1—2 чел. Кузов дрезины сделан из специальных сортов дерева и металла. На дрезине установлен одноцилиндровый двухтактный или двухцилиндровый четырехтактный двигатель. Номинальная мощность двигателя в зависимости от его типа от 4 до 10 л. с. Общий вес дрезины от 359 до 408 кг с нагрузкой от 43 до 51 кг на ручки при снятии ее с пути.



Стандартная отделенческая дрезина имеет большую мощность, чем легкая отделенческая; она предназначена для перевозки тяжелых грузов на большие расстояния. Дрезина может перевозить до 8 чел. и груз до 816 кг. Дрезина снимается с пути и устанавливается обратно на путь усилиями 2 чел. Общий вес дрезины от 476 до 544 кг с нагрузкой от 84 до 91 кг на ручки при снятии ее с пути. На дрезине установлен одноцилиндровый или двухцилиндровый двухтактный двигатель с номинальной мощностью от 8 до 13 л. с.

Тяжелые отделенческие дрезины с прицепами предназначены для отделенческих бригад, занятых на ремонте пути и на земляных работах. Дрезина может перевозить одновременно до 10 чел. и груз до 817 кг. Тяговое усилие дрезины на первой скорости 98 кг. На дрезине установлен одноцилиндровый или двухцилиндровый двух- или четырехтактный двигатель с номинальной мощностью от 8 до 13 л. с. Общий вес дрезины от 517 до 635 кг с нагрузкой на ручки от 98 до 145 кг при снятии ее с пути.

Мощная дрезина (рис. 5) предназначена для перевозки укрупненных районных или участковых бригад от места их жительства до места работ и обратно. На дрезине могут разместиться 14 чел., а с боковыми дополнительными скамейками — 28 чел. Основным преимуществом мощной дрезины является ее способность тянуть за собой несколько прицепов, на которых можно разместить до 200 чел. Двигатель, установленный на дрезине, имеет от 4 до 8 цилиндров; он развивает тяговое усилие на крюке на первой скорости от 250 до 907 кг. В большинстве случаев используются двигатели автомобильного типа с муфтой сцепления. Мощные дрезины грузоподъемностью до 2 т имеют прочный металлический кузов. Общий вес такой дрезины от 476 до 1 905 кг. Дрезина имеет удлиняющиеся ручки для снятия ее с пути; для этой же цели применяются поворотные круги. Нагрузка на ручки при снятии дрезины с пути от 150 до 277 кг.



Автомобили на комбинированном рельсо-грунтовом ходу предназначены для перевозки людей по автомобильным дорогам и по рельсовому пути. Такие автомобили (рис. 6) особенно удобны для переезда от одного участка железной дороги до другого по автомобильной дороге и затем по рельсовой колее до требуемого места, до которого нельзя доехать по автомобильной дороге. При таком виде транспорта не расходуется непроизводительно время на простои и задержки. На некоторых дорогах с сильно изменяющейся грузонапряженностью автомобили на комбинированном рельсо-грунтовом ходу используются для перевозки отделенческих бригад по рельсовой колее на участках с малой грузонапряженностью и по автомобильным дорогам вдоль участков с большой грузонапряженностью.

Автомобили на комбинированном рельсо-грунтовом ходу, право производства которых принадлежит определенным фирмам, бывают трех типов: типа обычного автомобиля, типа обычного грузового автомобиля и типа автомобиля, специально предназначенного для передвижения на рельсо-грунтовом ходу.

Все типы автомобилей на рельсо-грунтовом ходу имеют дополнительные ребордчатые колеса малого диаметра впереди и сзади автомобиля. Эти колеса являются только направляющими, так как колеса автомобиля катятся непосредственно по рельсам, создавая тяговое усилие. Направляющие колеса не несут нагрузки и не доходят до верхней поверхности рельсов на 6 мм. Вес от автомобиля передается на рельсы через шины. Переход с рельсовой колеи на автомобильную дорогу делается на переездах. Для этого направляющие колеса с помощью специального гидравлического устройства приподнимаются и автомобиль своим ходом выезжает на автомобильную дорогу.

Некоторые железные дороги применяют специальные автомобили на комбинированном рельсо-грунтовом ходу, у которых направляющие колеса несут часть нагрузки автомобиля, когда он идет по рельсам.

Содержание, ремонт и смазка моторных дрезин. Ремонт моторных дрезин производится в центральных районных или участковых мастерских совместно с ремонтом других видов механизмов и оборудования под общим руководством заведующего отделом механизации дороги и под непосредственным руководством его сотрудников на местах. Дополнительно имеется штат опытных разъездных механиков, приписанных к районным и участковым ремонтным мастерским.


Непосредственная ответственность за содержание моторных дрезин лежит на шоферах, которым в их работе помогают разъездные механики. Эти механики в соответствии с календарным планом производят профилактический осмотр дрезин. Успех в работе разъездных механиков в основном зависит от понимания ими своих задач и сработанности их с шоферами моторных дрезин. Если разъездные механики вызываются для устранения мелких неполадок, которые могут устранить сами шоферы, то не выполняется основная задача разъездных механиков, и стоимость содержания моторных дрезин неоправданно повышается.

Главная задача разъездных механиков заключается в инструктировании водителей по надлежащему содержанию и текущему ремонту закрепленных за ними моторных дрезин. Разъездные механики регулярно на месте проверяют содержание дрезин, качество и количество используемой смазки и устанавливают сроки для отправки дрезин на ремонт в мастерские.

Моторные дрезины ремонтируются в мастерских, имеющих соответствующее оборудование, если такой ремонт собственными силами не может быть выполнен самими шоферами или разъездными механиками. Когда шоферами моторных дрезин являются механики связи, водоснабжения или механики мастерских, то обычно простой и даже сложный ремонт дрезин они производят сами в полевых условиях, так как имеют достаточную квалификацию для выполнения этих работ.

Однако обычно шоферы моторных дрезин не обладают достаточной квалификацией и не настолько знакомы с конструкциями двигателей, чтобы выполнять даже простой ремонт в полевых условиях. Весьма желательно простой ремонт и замену вышедших из строя деталей производить на месте и только более сложный ремонт и капитальный ремонт производить в мастерских, которые имеют необходимые средства для выполнения этих работ. В настоящее время каждая дорога централизует ремонт моторных дрезин в одной или двух специализированных мастерских.

Смазка. Особое внимание при эксплуатации дрезин должно быть обращено на смазку двигателей, зубчатых передач и подшипников в связи с тем, что дрезины часто перегружаются и эксплуатируются в неблагоприятных условиях. Технические требования к смазке определяются инструкциями соответствующих фирм, которые изготовляют двигатели.

Двухтактные двигатели смазываются смесью из хорошего смазочного маслаг в которое добавляется горючее обычно в пропорции от 1 до 2 л масла на 19 л бензина. В отдельных случаях смазка должна быть более обильной, в зависимости от условий работы, температуры наружного воздуха и системы охлаждения. Однако во всех случаях требуется соблюдать соответствующую пропорцию между смазочным и горючим и тщательно смешивать их.

Необходимость применения универсальной смазки независимо от времени года привело к созданию хороших смазочных масел. Эти смазочные масла удовлетворяют широкому диапазону условий, в которых эксплуатируются моторные дрезины.

К смазке четырехтактных двигателей предъявляются такие же требования, как и к смазке автомобильных двигателей. Смазочные масла в цилиндре двигателя подвергаются разжижению бензином и загрязняются пылью. Такое загрязнение ускоряется при плохо очищенных смазочных маслах и от присутствия в них воды как продукта горения. В связи с этим через определенные периоды времени картеры двигателей должны быть промыты и в них налито свежее смазочное масло, которое должно соответствовать требованиям инструкции по этим двигателям.

Требования к смазке зубчатых передач зависят от типа и конструкции дрезин. Зубчатые сцепления в общем случае должны смазываться специальной смазкой, которая должна создавать соответствующей толщины пленку в зубчатых сцеплениях, но вместе с тем не должна быть обильной, чтобы она не уменьшала мощности двигателя. Для низких температур по классификации Общества автомобильных инженеров требуется специальная смазка № 140, которая вполне удовлетворительна и для высоких температур наружного воздуха.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную