КРУГЛЫЕ ТРУБЫ

Круглые трубы бывают двух типов: жесткие и гибкие. Жесткие трубы обладают большей начальной прочностью, чем гибкие. Поэтому труба может выдержать высокое внешнее давление, не подвергаясь разрушительным деформациям. Работа сооружения находится в меньшей зависимости от равенства вертикального и горизонтального давлений, хотя для обеспечения устойчивости земляного полотна и неизменности оси трубы в плане следует добиваться равномерного уплотнения основания трубы и слоев насыпи, примыкающих ко всем ее частям.

Гибкие трубы обладают относительно малой начальной прочностью. Способность их воспринимать вертикальные нагрузки в значительной степени зависит от оказываемого засыпкой сопротивления горизонтальным деформациям трубы. Несмотря на то, что гибкие трубы легко деформируются без появления в них дефектов, весьма желательно производить уплотнение насыпи таким образом, чтобы, по возможности, уменьшить величину деформаций.

На рис. 33 показан оголовок двухочковой бетонной трубы, а на рис. 34 — оголовок трубы из волнистого железа.

В большинстве случаев дефекты, появляющиеся в круглых трубах, относят за счет перемещений насыпи, хотя часто исследования указывают, что причиной этих повреждений служат недостатки основания. Перемещение откосов насыпи, особенно в местах сопряжения старой, устоявшейся насыпи со свежим грунтом при уширении полотна, иногда вызывает раскрытие стыков труб. В подобных случаях разошедшиеся звенья труб можно стянуть болтами или муфтами. Однако гораздо более важными мерами в этих условиях являются: тщательная подготовка основания под трубу, выбор соответствующего грунта для засыпки и применение правильных методов ведения последней, хорошее уплотнение засыпки в непосредственной близости от трубы. Эти меры принимают и при укладке гибких труб со сболченными стыками.



На железных дорогах широко применяют следующие пять типов круглых труб: керамические, деревянные, чугунные, железобетонные и из волнистого железа.

Керамические глазурованные трубы высокой прочности.

Керамические трубы, предназначенные для укладки под насыпями, имеются диаметром от 15 до 91 см. В этом диапазоне трубы меньшего диаметра применяют для подземных дренажей и канализации предприятий; трубы диаметром больше 46 см иногда используют для пропуска наземных вод под насыпями. Благодаря невысокой стоимости и простоте обращения эти трубы широко применялись в первый период железнодорожного строительства. В настоящее время они редко используются в качестве труб под насыпями, за исключением местностей с солончаковыми грунтами. Высокая сопротивляемость материала этих труб и слоя глазури химическим воздействиям кислот, щелочей и др. делает их пригодными для пропуска агрессивных и сточных вод, а также воды из горных разработок.

Трубы из волнистого железа. Эти трубы в настоящее время являются общепризнанными и пользуются широким распространением на железных дорогах. Помимо обычных труб круглого сечения диаметром от 20 см до 2,44 м и больше, в настоящее время изготовляются секционные элементы, из которых можно собрать круглые трубы диаметром от 1,52 до 4,57 м. Из этих же элементов можно собирать трубы в виде мелкоразмерных арок. Размеры этих труб из волнистого железа (пролет х стрела подъема арки) — от 46 х 28 см до 1,83 х 1,12 ж. В некоторых из них устраивают специальный лоток. Иногда трубы покрывают защитным слоем из битуминозных материалов, способствующих повышению их долговечности.

Преимущества труб из волнистого железа заключаются в их гибкости и прочности при работе как изгибаемой балки, в значительной длине отдельных звеньев — до 6 м и более, в относительной легкости и долговечности, в простоте болтовых соединений звеньев, способных работать на растяжение и допускающих повторное использование звеньев после их замены. Трубы из волнистого железа (рис. 34) используют также для подземных дренажей, водостоков и канализации.

Сборные элементы из волнистого железа применяют также для армирования массивных арок, облицовки или удлинения существующих труб, а также пешеходных тоннелей.

Для таких труб желательно употреблять сравнительно чистое металлическое железо, сталь с содержанием меди или другие материалы, отличающиеся относительной химической стойкостью и наименьшей подверженностью коррозии.

После склепки звенья труб оцинковывают; оцинковке подвергают также секции, подготовленные к отправке на место монтажа. В трубах со специальным лотком его устраивают из битуминозных материалов, которыми заполняют волны в нижней части трубы (до х/4 ее высоты) и покрывают вершины волн не менее чем на 3 мм. В тех местностях, где труба может подвергаться сильной коррозии со стороны грунта, ее можно защитить битумным покрытием и снабдить лотком.

Круглые чугунные трубы. В средний период постройки американских железных дорог чугунные трубы широко применялись для устройства малых отверстий под путями; для этих целей подобные трубы в некоторых случаях применяют и до сих пор.

Чаще всего для укладки труб под железнодорожными насыпями используют бракованные водопроводные трубы. Трубы, обладающие нужной для этого прочностью, имеют относительно тонкие стенки; они лишь не намного легче железобетонных труб того же диаметра. Применение чугунных труб наиболее целесообразно при малой толщине засыпки. Чаще всего применяют трубы диаметром от 61 см до 1,22 м, иногда до 1,52 м.

Известны случаи, когда чугунные трубы служили 50—60 лет. Причинами большинства наблюдавшихся дефектов являлись осадки насыпи, негодный фундамент, длительный контакт с агрессивными факторами. Для защиты чугунных труб от разрушительного действия последних существуют антикислотные и антищелочные покрытия.

Круглые железобетонные трубы. В ограниченных количествах бетонные круглые трубы применялись на постройке железных дорог много лет назад. Благодаря относительно малой стоимости бетона, возможности осуществления стенок нужной толщины и заданной прочности, а также удобства транспортировки применение железобетонных труб расширялось. В настоящее время их изготовляют специализированные предприятия, у которых железные дороги закупают нужную им продукцию.

Диаметр круглых железобетонных труб обычно изменяется от 61 до 213 см, хотя существуют трубы нормальной прочности диаметром от 0,30 до 2,74 м и повышенной прочности — до 2,74 м. Длины звеньев железнодорожных труб составляют: при диаметрах 1,22 м и меньше — 2,5 м, при больших диаметрах — 1,83 м. Однако выпускаются также звенья труб со шпунтовыми соединениями длиной 1,22 м при диаметрах более 1,22 м.

Для пропуска пешеходов и прогона скота выпускаются трубы с плоским лотком; выпускаются также трубы арочного сечения, позволяющие пропускать наибольший расход воды с минимальным повышением ее уровня.

Как правило, в трубах применяют двойную арматуру, а одиночную — лишь при специфических условиях их расположения. Иногда в качестве арматуры употребляют проволочную сетку; для труб больших диаметров предпочтительна арматура из стальных стержней, которым придают форму обручей; пересечения арматуры перевязывают проволокой.

Вновь изготовленные трубы следует оставлять в формах до достижения схватывания бетона, затем они должны находиться в помещениях, где поддерживается влажность воздуха. До полного затвердевания их нельзя подвергать воздействию отрицательных температур и транспортировать.

Широко применяемый способ соединения звеньев труб в четверть предохраняет их от взаимных боковых перемещений. Однако такая конструкция не пригодна при продавливании труб сквозь насыпи; для такого метода лучше подходят шпунтовые соединения. Такие соединения применимы также в тех случаях, когда трубу вдвигают в существующую трубу (при допустимости уменьшения отверстия последней).

Цементирование стыков, желательное с точки зрения придания им прочности и водонепроницаемости, может выполнить свое назначение лишь в тех случаях, когда трубы тщательно уложены на соответствующим образом подготовленное и хорошо уплотненное основание.

Наблюдения показывают, что повреждения железобетонных труб во время службы случаются редко. Имели место случаи появления дефектов вследствие корродирующего действия воды, содержащей щелочи, кислоты и другие вредные химические вещества. Повреждения могут возникать вследствие неудовлетворительной укладки пути или в тех случаях, когда засыпка создает усилия, превышающие расчетную величину. Другой причиной дефектов может служить применение для засыпки неустойчивых грунтов, которые, намокая, приобретают свойства плывунов и могут вымываться у стыков. Учитывая, что каждый стык является потенциальным источником дефектов, следует стремиться к уменьшению количества стыков, сообразуясь с весом звеньев и удобством их транспортировки и укладки.

Для уменьшения размыва при входе и выходе воды из труб концы последних должны несколько выступать за пределы подошвы насыпи. Часто для этого по концам трубы диаметром 1,20 м и больше устраивают стенки. В таких сооружениях надо обеспечить возможность продольных перемещений трубы для предупреждения опрокидывания стенки.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную