ЛУБРИКАЦИЯ РЕЛЬСОВ И ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

При наличии на сети железных дорог страны кривых общим протяжением в тысячи километров износ рельсов, колесных гребней и локомотивных бандажей часто достигает значительных размеров. При этом причиняемый износом ущерб выражается не только в более частой смене рельсов и шпал и в более частой обточке колесных гребней, но также и в потере силы тяги локомотива; сравнительно небольшая поверхность контакта между новыми колесами и новыми рельсами в процессе эксплуатации увеличивается и при этом повышается трение и сопротивление движению в кривых.

Трение и сопротивление движению поездов в кривых развивается главным образом в месте контакта гребней колесных бандажей с внутренней гранью головки наружного рельса, хотя частично сопротивление движению в кривых можно отнести за счет скольжения по рельсу одного из колес колесной пары вследствие неравенства проходимого колесами пути. Эти соображения привели к мысли применять смазку внутренней поверхности головки рельса, что при условии правильного наложения смазки оказалось весьма полезным; смазка осуществлялась ручным способом. Эта ручная смазка послужила толчком к созданию путевых и локомотивных лубрикаторов.

Как правило, ручная смазка рельсов оказывалась слишком дорогой; применение ее можно считать целесообразным только на изолированных коротких крутых кривых. В таких кривых смазка наносится обычно кистью или деревянной лопаткой.

В отличие от смазывающих устройств, расположенных на локомотивах или тендерах и наносящих смазочный материал на реборды ведущих колес локомотива или непосредственно на рельс, современные автоматические рельсовые лубрикаторы снабжаются резервуаром для смазочного материала и устройством, приводимым в действие проходящими через него колесами; при этом графитная смазка или густое асфальтовое масло автоматически передаются на распределительные пластинки, с которых оно снимается каждым проходящим колесным бандажом (рис. 121-123).



БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную