МАШИНЫ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ВОДООТВОДОВ

Для максимального использования механизмов необходимо их работу планировать с учетом местных условий. Работа машин планируется в зависимости от климатических условий, поэтому они временно прикрепляются к различным округам, хотя обычно рабочий период их захватывает значительную часть зимы.

Хотя применение различных землеройных машин для рытья канав и кюветов весьма целесообразно, однако для получения наибольшего эффекта при минимальных затратах необходимо тщательно разработать условия их работы.

Путевые струги (спредеры). Путевой струг широко применяется для очистки и профилирования кюветов. Он хорошо выполняет работы по нарезке новых или очистке существующих кюветов в мелких выемках. Для этой же цели в глубоких выемках путевой струг применяют только в случае относительно небольшого засорения кюветов. При нарезке нового или при углублении существующего кювета струг отходит на некоторое расстояние от конца выемки и затем, подталкиваемый локомотивом, нарезает кювет с вывозкой всего вырезанного грунта за пределы выемки. При следующем заходе он отходит несколько дальше и при рабочем ходе вновь вывозит весь вырезанный грунт за пределы выемки. Этот процесс повторяется до середины выемки столько раз, сколько это необходимо, после чего работа производится таким же порядком с другого конца выемки до полной очистки кювета. В результате получается хорошо спланированный кювет правильной формы с продольным уклоном, соответствующим уклону пути в выемке.

Самоходные грейдеры. В равнинной местности часто стремятся отнести кюветы от пути на такое расстояние, что нарезка их стругом становится невозможной. В таких случаях применяют самоходный грейдер с полноповоротным отвалом. Для управления этой машиной требуется только один человек. Самоходный грейдер широко применяется также для планировки откосов глубоких выемок после нарезки в них кюветов скрепером или другими тяжелыми землеройными машинами.

Бульдозеры и тракторные лопаты. Многие дороги предпочитают применять для очистки кюветов тракторные лопаты. Эти машины могут вырезать и вывезти за день большой объем грунта и не требуют много места для поворота. На работах по содержанию кюветов их часто оборудуют отвалом бульдозера, который вырезает грунт, после чего он легко удаляется ковшом тракторной лопаты.

Драглайны. Очистку кюветов в глубоких выемках можно производить драглайном, установленным на бровке выемки. Драглайн не только очищает кювет, но одновременно планирует откос выемки, при этом срезанный грунт грузят в автомашины или складывают в отвал за пределами выемки. Драглайны также с успехом применяются в гористой местности, если линия идет параллельно реке, при этом машина, работая вдоль пути, роет канаву, складывая грунт в виде вала по берегу реки.

Скреперы. В длинных и глубоких выемках часто наблюдается настолько сильный смыв грунта с откосов, что он полностью заполняет кюветы. В таких случаях следует уширять кюветы, для чего необходимо произвести срезку откосов. Для этого обычно применяют самоходный или прицепной скрепер и один или два бульдозера. Один бульдозер помогает при нагрузке скрепера, а другой разравнивает грунт за пределами выемки. Вообще во всех случаях при достаточной ширине выемок и при значительном объеме грунта, подлежащего вырезке, применение скрепера для очистки кюветов целесообразно.

Универсальные машины. Для нарезки и очистки кюветов и нагорных канав с успехом применяются также специально приспособленные для этого универсальные машины с телескопической стрелой.

Экскаваторы. Некоторые дороги считают целесообразным уширение узких выемок, в которых невозможно устройство кюветов достаточной ширины. Эта работа производится экскаваторами, работающими с занятием или без занятия пути. Один из методов организации подобных работ заключается в применении рабочего поезда, состоящего из двух платформ с установленными на них гусеничными экскаваторами, четырех думпкаров и путевого струга. Думпкары установлены в составе по обеим сторонам платформ с экскаваторами. Так как обычные стрелы слишком коротки для работы с платформ, экскаваторы оборудуют в этом случае специальными удлиненными рукоятями ковшей. Думпкары обычно разгружают на расположенной поблизости насыпи, требующей уширения; выгруженный грунт разравнивается стругом. Рабочий поезд с экскаваторами применяют также для восстановления заваленных оползнями кюветов.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную