МЕТОДЫ БОРЬБЫ С РАСТИТЕЛЬНОСТЬЮ

Проблема борьбы с растительностью имеет для железных дорог различные аспекты в зависимости от места (по отношению к пути) нахождения растительности. В отношении растительности в пределах балластной призмы задача состоит в полном ее уничтожении. Другой задачей является удаление высокорастущих сорняков и кустарников с полосы отчуждения и, наоборот, разведение на откосах и на полосе отчуждения полезных трав для предупреждения размыва грунтов с последующим уходом за травами. Третья задача — не допустить развития растительности вблизи мостов, зданий и на станционных территориях и выращивание в соответствующих местах на станциях декоративной растительности.

Борьба с растительностью на пути. Наличие растительности на поверхности балласта увеличивает расходы на содержание пути. Для хорошей работы балласт должен быть чистым; между тем хорошо известно, что наличие травы на поверхности балласта ухудшает его дренирующие свойства и способствует загрязнению его пылью и грязью. Кроме того, корни растений заполняют поры в песке, загрязняя и закупоривая их. В результате балласт требует очистки или замены, что увеличивает расходы на содержание пути.

Наличие растительности на пути увеличивает стоимость содержания также и других элементов верхнего строения пути. Способствуя повышению влажности балласта, растительность снижает срок службы шпал, вызывая усиленное их гниение и разрушение, так как в этом случае древесина шпал, оставаясь влажной и мягкой, плохо сопротивляется истиранию острыми частицами балласта. Кроме того, наличие растительности затрудняет смену шпал, в результате чего стоимость этой работы возрастает на 10—50%. Растения способствуют зимой отложению снега на пути, что вызывает боксование колес локомотивов и появление в пути боксованных рельсов, а также снижает силу тяги локомотивов. Наконец, наличие растительности затрудняет осмотр пути.

Борьба с растительностью на пути осуществляется применением машин на рельсовом ходу по содержанию балластной призмы, оборудованных режущими, скребковыми и рыхлящими наконечниками; машин для сжигания травы; специальных поездов для опрыскивания растений химическими растворами; малых машин для такого опрыскивания, самоходных или установленных на прицепах к дрезинам. Машинами, предназначенными для содержания балластного слоя, можно уничтожать растения только на откосных частях балластной призмы и на обочинах. Эти машины, перемешивая балласт, выдирают из него корни растений, разрушают и создают условия, препятствующие дальнейшему развитию растений. На некоторых железных дорогах достаточно одного прохода таких машин, тогда как на других для получения удовлетворительных результатов требуется не менее четырех проходов.

Машины для сжигания травы дают пламя высокой температуры, которое опаливает или сжигает траву на всей поверхности балласта. При определенных условиях это средство уничтожения растительности экономически выгодно; оно широко применяется на второстепенных линиях, на ветвях и в парках, на станциях. Если правильно выбрать время для сжигания травы, то для уничтожения однолетних сорняков этим способом можно ограничиться одним проходом машины, хотя некоторые железные дороги повторяют его несколькими днями позже для сжигания уже подсохших растений. Для уничтожения многолетников может потребоваться два прохода машины и более. Машину для сжигания травы обычно сопровождает дрезина-огнетушитель для тушения возникающих очагов пожара.

Машины для химической борьбы с травой обрызгивают растения растворяемыми в воде химикатами, различными химическими смесями или маслами, которые всасываются растениями и последние погибают. Этот метод высокоэффективен; для уничтожения растительности на балластной призме производится один или несколько проходов таких машин. Химическое уничтожение растительности успешно применяется как на главных, так и на станционных путях.

Борьба с растительностью на открытых участках полосы отчуждения. Борьба с растительностью за пределами самого пути на полосе отчуждения представляет собой задачу, отличающуюся от борьбы с растительностью в пределах балластной призмы. В последнем случае целью такой борьбы является полное уничтожение растительности. На полосе же отчуждения наличие растений необходимо для предупреждения эрозии почвы и для аккумуляции пыли, однако для этой цели выбирают только некоторые травы. Ядовитые травы, вредные для домашнего скота, или густо разросшиеся сорняки, ползучие растения и кустарник, которые глушат культивируемые фермерами культуры, следует уничтожать или ограничивать их распространение.

Необходимо также уничтожать высокорастущие сорняки, так как они закрывают видимость на переездах и в выемках, мешают машинистам видеть сигналы, особенно в кривых; мешают движению по полосе отчуждения; препятствуют отводу воды, а высыхая представляют опасность пожара. Бесконтрольный рост кустарника и мелких деревьев может вызвать снежные заносы на пути; соприкасаясь с телефонными и телеграфными проводами ветви разросшихся кустарников и деревьев могут вызвать перерыв связи.

Для борьбы с растительностью на полосе отчуждения применяют различные средства. При наличии благоприятных условий некоторые железные дороги применяют механические косилки на рельсовом ходу, при помощи которых по обе стороны балластной призмы прокашиваются широкие полосы. Для этого требуется от одного до трех проходов такой косилки. Другие дороги для очистки продольных капав и кюветов от кустарника и травы используют путевой струг.

Многие железные дороги для окашивания травы применяют поздним летом или ранней осенью тракторные косилки, а затем в сухой период времени траву сжигают. Преимуществом тракторных косилок является то, что они управляются одним человеком, а также возможность их использования на других работах в свободное от покоса время. Целью окашивания травы в этом случае является предупредить образование семян и уничтожить высокорастущие сорняки, чтобы позволить развиваться полезным низким травам. Для возможности более широкого использования тракторных косилок на многих железных дорогах были проведены большие работы по планировке полосы отчуждения с корчевкой пней, засыпкой мелких углублений и удалением кустарника. В некоторых случаях тракторные косилки использовались при выполнении этих работ.

На некоторых железных дорогах отделенческие бригады снабжаются небольшими переносными электропилами или косилками, которые используются в свободное от других работ время. Ручные косилки часто применяют также одновременно с работой механических косилок на рельсовом ходу или тракторных косилок для окашивания травы около путевых знаков или вокруг телеграфных столбов.

В течение многих лет железные дороги производят очистку полосы отчуждения от кустарника при помощи ручного инструмента. Это медленная и дорогая работа, и нередко за один сезон при интенсивном росте кустарника удается таким путем вырубить кустарник только вдоль одной линии связи. С появлением механических цепных пил, работающих от бензинового двигателя, электродвигателя или компрессора, а также переносных механических циркульных пил скорость выполнения этих работ резко возросла. Многие дороги применяют в настоящее время для вырезки кустарника механический инструмент (рис. 208), выполняя эту работу главным образом зимой.


С развитием химических методов уничтожения кустарника многие дороги начали применять эти способы, так как химическими растворами можно без особого труда опрыскивать кустарник, удаленный от пути на некоторое расстояние или растущий в труднодоступных местах, например в болотах или на крутых обрывах. Стоимость работ при этом значительно ниже стоимости ручной работы.

Опрыскивание химическими растворами применяется также для уничтожения на полосе отчуждения вредных и высокорастущих сорняков. При этом применяют химические растворы в различных комбинациях. Для их разбрызгивания применяют машины как на рельсовом, так и на автодорожном ходу.

Некоторые дороги разрешают фермерам, при их желании, арендовать землю на полосе отчуждения для выращивания сельскохозяйственных культур и тем избавляют себя от необходимости вести борьбу с растительностью. Обычно сдаваемая в аренду площадь земли ограничивается полевой бровкой продольных канав или подошвой откоса насыпи и предоставляется для выращивания низкорастущих злаков. Там, где это возможно, железные дороги сдают фермерам в аренду покосы на полосе отчуждения, однако это встречается редко, так как пригодные для корма скота травы обычно так перемешаны с сорняками, что фермерам невыгодно снимать такие покосы.

Борьба с растительностью около мостов, зданий и на станциях. Для предохранения от огня деревянных мостов обычно уничтожают всю растительность под ними. При этом, учитывая, что горящие искры из паровозной трубы или расплавленный металл с тормозных колодок могут переноситься ветром на некоторое расстояние от места падения, считают необходимым расширять свободную от растительности площадь около мостов. Некоторые железные дороги уничтожают всю растительность около огнеопасных сооружений на расстоянии не менее 15 м.

Ранее с зарастанием территории около мостов боролись вручную с применением лопат и скребков. В настоящее время широкое распространение нашел способ стерилизации почвы химическими веществами, которые, будучи введены в почву, делают ее бесплодной.

Борьба с растительностью около зданий, расположенных не на станционной территории, также направлена в первую очередь на предохранение их от опасности пожара. Здесь для уничтожения растений обычно применяют стерилизацию почвы. Одна большая дорога, чтобы предупредить возможность возгорания лесоматериалов, специально разводит овец и коз, которые пасутся на привязи около лесных и шпальных складов, поедая растущую вокруг складской территории траву. Около станций, где наличие газонов придает станционной территории приятный внешний вид, последнюю засевают декоративными травами; газоны содержат в порядке при помощи ручных и механических косилок.

Уничтожение растительности на сортировочных станциях преследует не только изложенные выше цели, но является также следствием жалоб стрелочников и сцепщиков на то, что они пачкают свою одежду о траву, залитую маслом и смазкой из локомотивов и вагонов, а также потому, что наличие травы увеличивает опасность оступиться.

Методы борьбы с растительностью на станциях предусматривают применение машин для очистки станционной территории механических косилок на рельсовом ходу, химических методов борьбы, сжигания растений и применение стерилизации почвы.

Машины. Большая часть машин, применяемых для борьбы с растительностью, является собственностью железных дорог. Эти машины работают на различных отделениях и участках дороги по специально разработанному графику, хотя часть этого оборудования в определенное время года может работать лишь на ограниченной территории. Небольшие машины для сжигания травы, вагончики с разбрызгивателями для химических растворов, тракторные косилки и ручные механические косилки обычно прикреплены к участкам пути, а иногда и к околоткам дорожных мастеров.

Многие железные дороги заключают договоры на уничтожение растительности химическими методами с различными фирмами, предпочитая зависеть от хорошо обученного персонала подрядчиков, исследования и опыт которых в значительной степени позволили освоить химические методы борьбы с растительностью, чем создавать для этого собственное оборудование, что связано с необходимостью обучения этим методам работников дороги.

Эффективность некоторых машин полностью зависит от квалификации механика. Он отвечает за пригодность машины к работе и должен уметь регулировать ее и выполнять мелкий ремонт для поддержания машины в рабочем состоянии. Часто поломки являются следствием плохого или неумелого содержания машины, но если машину ежедневно осматривать и регулировать ее действия, то она всегда будет хорошо работать не только по прямому назначению, но также и на других работах, где ее можно использовать в свободное от работы по графику время.

Химические средства борьбы с растительностью. Химические методы борьбы с ростом сорняков и кустарника широко распространены и находят все большее применение на дорогах. В результате специально поставленных исследований были отобраны наиболее эффективные химические средства, некоторые из которых обладают избирательной способностью, поражая только определенные виды растений; другие такой способностью не обладают и уничтожают все растения подряд, почему их обычно называют химическими косилками. Некоторые из них ядовиты для домашнего скота, а другие нет.

Химические методы борьбы только в редких случаях оказываются бессильными. Большей частью любые химические вещества в растворах высокой концентрации разрушают растительную ткань, однако нет необходимости в применении дорогих концентрированных растворов, если тех же результатов можно достигнуть, применяя растворы некоторых специальных и более дешевых препаратов. Поэтому современные научные исследования заключаются в проверке эффективности различных химических растворов на небольших опытных участках, засеянных сорными травами. Так как экономическая целесообразность применения различных химических растворов обосновывается их способностью обеспечить прекращение роста растения на длительный срок, наблюдения на опытных участках необходимо вести в течение нескольких лет, прежде чем окончательно определится достигнутый эффект.

Исследования AAR. В течение многих лет железные дороги применяли для уничтожения растительности имеющиеся в продаже химикаты. Однако эти химикаты предназначались главным образом для использования в сельском хозяйстве и работники железных дорог столкнулись с необходимостью подобрать химические соединения, предназначенные специально для борьбы с зарастанием сорняками железнодорожного пути. Ввиду недостатка материалов по этому вопросу решение этой задачи было поручено научно-исследовательскому отделу AAR, который приступил к соответствующим исследованиям в апреле 1951 г.

Этим отделом проводились опыты с различными химическими веществами и их соединениями на опытных делянках, и одновременно им были поставлены наблюдения на многих железных дорогах, где химическая борьба с растительностью проводилась в достаточно широком объеме. Применявшиеся при этом химические вещества можно разделить на четыре группы: сухие вещества, маслянистые вещества, растворы химикатов в масле и водные растворы и эмульсии.

В первую группу входят: 3-парахлорфенил — 1 (CMU), бораты и триоксид мышьяка в порошке, причем последний оказался малоэффективным. Вторая группа включает три группы масел: дизельные масла, умеренно и слабо пахнущие и малоядовитые, дистилляты с более сильным запахом и более ядовитые и остаточные нефтяные масла с высокой точкой кипения и высокотоксичные. Растворы химикатов в маслах обычно имеют относительно невысокую температуру кипения и умеренной силы запах; сюда входят растворы пентахлорфенола (РСР), трихлоруксусной кислоты или соединения типа 2,4-D. В последнюю группу входят 2,4-D, 2,4, 5-Т, хлораты, полиборхлораты, амма- ты, трихлорацетаты (ТСА), сложные соединения мочевины (CMU-1 — диметилмочевина и DMU), изопропил- фенилкарбонаты и др.

При проведении опытов добавляли и другие химические соединения, если их действие оказывалось полезным, например такие, как соединения мочевины, а также новое химическое вещество, убивающее растительность, а,а-дихлорпропионовая кислота в соединении с различными другими химическими веществами с целью увеличения эффгктивности ее действия.

Исследовательская работа по изучению действия уничтожающих растения химикатов в последнее время расширяется, проводятся длительные наблюдения за действием различных химикатов и их повторные испытания и изучается возможность использования данных ранее проводившихся исследований. Из этих исследований вытекает, что борьба с растительностью представлет собой один из разделов содержания пути и требует постоянного внимания и что отсрочка в проведении этих работ приводит к зарастанию пути травой и укоренению на пути многолетних сорняков, борьба с которыми особенно трудна. Исследованиями установлено также, что, ограничившись одной обработкой почвы, нельзя добиться уничтожения растительности навсегда, даже применяя наиболее дорогие методы.

Учитывая большое разнообразие в климатических условиях и в характере распространения растительности, в Соединенных Штатах была сделана попытка разделить всю территорию страны на семь больших климатических зон с тем, чтобы ограничить исследовательские работы выбором наиболее эффективных химикатов для каждой из этих зон. При этом было установлено, что в северных районах страны в результате одной обработки пути химикатами получается эффект на целый год, тогда как в южных для той же цели требуются две обработки или более.

В настоящее время для борьбы с травой, сорняками и кустарниками применяют три рода химических веществ. Они известны как контактные гербициды, всасываемые гербициды и стерилизаторы почвы. Из них для борьбы с однолетними растениями, по-видимому, наилучшими являются химикаты контактного действия, при правильной их дозировке. Стерилизаторы почвы уничтожают все растения, но они дороги. Всасываемые растениями гербициды обычно не дают эффекта при борьбе с низкими травами, но оказывают наиболее сильное действие при уничтожении ими сорняков и кустарников с густой листвой.

Контактные гербициды. Этими химикатами опрыскивают надземную часть растений, при этом они оказывают свое действие только на смачиваемые ими стебли растений. Гербициды избирательного действия уничтожают в общей массе только некоторые виды растений, не принося сколько-нибудь заметного вреда остальным. Некоторые химические соединения обладают избирательным действием только при низкой концентрации и теряют его при более высокой. В качестве примера гербицидов, не обладающих избирательным действием, можно привести нефтяные масла, каменноугольную смолу, крепкие кислоты, хлорфенолы и др.

Мышьяковистые соединения являются высокоэффективными контактными гербицидами, они применяются также в качестве стерилизаторов почвы, однако их применение требует большой осторожности, так как оно сопряжено с опасностью отравления домашнего скота, людей и диких животных. Как полагают, добавляя к мышьяковому натрию остро пахнущие отталкивающие вещества, можно заставить скот избегать растений, обработанных этим химикатом, и тем увеличить степень его применения.

Хлористый натрий обычно рассматривают как высокоэффективный контактный гербицид или стерилизатор почвы, однако вследствие многочисленных пожаров, возникавших среди высохшей после его применения травы, его перестали употреблять. Тем не менее многочисленные химические соединения, основой которых являются хлористый натрий, хлористый кальций и бура, могут служить в качестве эффективного средства борьбы с растительностью. При этом их применение не опасно в пожарном отношении и они не вызывают коррозии металла.

Всасываемые гербициды. К всасываемым гербицидам относятся все виды химикатов, которые после попадания на листву растения всасываются проводящей тканью (флоемой). Чаще всего в качестве всасываемых гербицидов применяют большое число химических соединений в ограниченных дозах, действующих как регуляторы роста растения. Они действуют подобно гормонам, распространяясь в ткани растения. К этому виду гербицидов относятся соединения типа 2,4-D и 2,4, 5-Т и амматы, которые применяются в виде натриевых, аммиачных и аминосолей и в виде эфира.

Стерилизаторы почвы. После обработки некоторыми химическими веществами почва становится бесплодной. Бесплодность почвы может быть временной, продолжающейся в течение года или менее, или рассчитанной на более длительные сроки; тогда она рассматривается как постоянная стерилизация почвы. К числу стерилизаторов относятся соединения мышьяка, бора и мочевины или, в случае применения в более ограниченном объеме, нефтяные остатки и хлористый натрий. Для эффективного действия этих химикатов необходимо полностью пропитать ими растительный слой, в котором корни растений находят питание, и, кроме того, необходимо, чтобы они находились в почве достаточно долго для умерщвления корней. Отсюда следует, что эффективность стерилизаторов почвы зависит от возможности их выщелачивания, вида растений, рода почвы и климатических условий.

Способы применения химических соединений. Для усиленной борьбы с растительностью время года, когда вводятся в почву химические вещества, имеет чрезвычайно важное значение. Если в штате Айова, опрыскивая ползучий пырей и костерь в марте, апреле и мае, получали хорошие результаты, то при опрыскивании в июне результаты оказывались посредственными, а опрыскивание в середине июля не давало эффекта. Во Флориде полный эффект давала только мартовская обработка растений, хотя применение химикатов планировалось также в январе и июне. В штате Монтана исключительно хорошие результаты были получены при обработке растений в сентябре перед заморозками.

Можно предположить, что успех обработки ранней весной является следствием благоприятного режима влажности почвы, необходимого для эффективного действия гербицидов, а что действие хлористых соединений дает больший эффект осенью, если только осенние дожди не уносят раствора этих солей глубоко в грунт за пределы растительного слоя.

Вторым необходимым для успешного действия химикатов условием является правильное их применение. Даже при применении правильно выбранных химических соединений небрежное или неправильное их применение может не дать необходимого эффекта. Наиболее распространенной ошибкой является самовольное уменьшение количества вводимых химических соединений. Если, например, количество химиката уменьшить на 20%, то эффект от его действия может сократиться на 50% или более. Поэтому составление плана уничтожения растительности и его осуществление, а также определение необходимости повторной обработки следует поручать знающим и добросовестным специалистам. Для приготовления хороших смесей химических соединений в полевых условиях также необходимо привлекать сведущих работников, особенно знающих, где можно добыть хорошую воду с наименьшей потерей рабочего времени. Упразднение водоснабжений на многих дорогах создало известные трудности в доставке воды и потому приготовление растворов теперь требует большего времени. Применение заранее приготовленных растворов требует значительного количества цистерн.

Разбрызгиватели химических растворов. Для разбрызгивания растворов применяют различные машины—от специальных поездов (рис. 209 и 210) до небольших съемных агрегатов, перемещаемых по рельсам. При проведении обширных работ по сплошному опрыскиванию поверхности балластной призмы железные дороги применяют рабочие поезда. В состав такого поезда включается вагон для разбрызгивания раствора, оборудованный системой наконечников, фильтров, трубопроводом, насосами для накачивания раствора, водомерами указателями скорости и манометрами, а также вагоны-цистерны. Обычно одна или две цистерны содержат концентрированный химикат, остальные наполнены водой, и одна или две, оборудованные


Обычно выпускные отверстия располагают на коллекторе так, чтобы обеспечить ширину полива в 3,6 м, а для более широкого захвата применяют выносные трубы на ширину полива до 4,8 м и более (рис. 211). Выносные трубы делаются поворотными и могут подниматься и опускаться на желаемую высоту с тем, чтобы не задевать за пневматическими и механическими смесителями, предназначены для разведения и перемешивания раствора. В случае применения масляных растворов требуется увеличенное количество более широких отверстий в коллекторе, а последний необходимо опустить ближе к грунту с тем, чтобы обеспечить лучшее распыление струи. Для полива грунта суспензией необходимы еще более широкие отверстия сигналы, части строений, выступающие за пределы габарита, и т. д. Управление поливом сконструировано так, что подача раствора в коллектор и выносные трубы может при помощи быстродействующих клапанов перекрываться одновременно или только частично, и таким образом выпуск- раствора можно ограничить любым участком коллектора или труб. Отверстия дают коническую или веерообразную








Слабая струя раствора разбрызгивается ниже пола вагонов струю, а давление в трубах подбирается таким, чтобы исключить возможность оседания материала и закупорки отверстий.

Для опрыскивания кустарника также применяют специальные поезда (рис. 212), оборудованные двумя (или более) насосами высокого давления. Для увеличения давления жидкости при поливе применяют вспомогательные насосы, дающие мощную струю, которую направляют в сторону от пути или вверх на крутые откосы выемок (рис. 213).

Листва близко растущего к пути кустарника часто бывает загрязнена углем, нефтью и другими веществами. В этом случае для получения необходимого эффекта требуется обильное опрыскивание ее раствором.

Для опрыскивания пути химическими растворами применяют также автодрезины и прицепы к ним (рис. 214 и 215). Автодрезины приводятся в движение бензиновыми двигателями автомобильного типа с рабочими скоростями от 8 до 24 км/ч и с транспортной скоростью до 56 км/ч. Одна из таких дрезин может служить как для опрыскивания, так и для сжигания травы; каждый из агрегатов смонтирован на разных концах дрезины. Автодрезины для опрыскивания пути имеют баки емкостью от 3,8 до 9,8 ж3. Прицепы к дрезинам имеют небольшие двигатели для работы насосов и баки для химических растворов емкостью от 0,26 до 3,8 ж3. Прицепные вагончики с маленькими баками ранее применялись для смазывания накладок на стыках, но теперь, при наличии дополнительного оборудования, их применяют также для опрыскивания пути. Как самоходные, так и прицепные вагончики имеют распределительные трубы с отверстиями для полива полосы шириной 3,6 м и с выносными трубами, позволяющими увеличить ширину полива до 4,8 м.


Некоторые вагончики имеют шланги длиной 15 ж для опрыскивания поверхности земли около эстакад, телеграфных столбов и т. д.

Опрыскиватели на автомобильном ходу предназначаются главным образом для сельскохозяйственных нужд и на железнодорожном транспорте имеют ограниченное применение. Некоторые из них представляют собой навесное приспособление к трактору и состоят из стрелы с распределительной трубой, имеющей отверстия для полива, насоса, работающего от трактора, и двух баков; другие смонтированы на двухколесных тракторных прицепах. Для местного опрыскивания применяют также маленькие ручные (рис. 216) или переносные опрыскиватели, которые рабочий нссит за спиной в рюкзаке.

В редких случаях для опрыскивания травы и кустарников вдоль линий электропередачи в тех местах, где они, пересекая холмы или горы, отходят от железной дороги, применяют геликоптеры.

Машины для сжигания травы. Ранее применялись два типа машин для сжигания травы: машины с горелками и машины, выбрасывающие открытое пламя. В настоящее время в продаже имеется только один последний тип. Машина с горелками была смонтирована на рельсовом ходу и имела три изолированных отсека для сжигания горючего, один из которых размещался над шпалой, а два боковых перекрывали откосы балластной призмы и обочины. Вследствие значительной трудности в регулировке положения наконечников, через которое выходят газы, а также вследствие быстрого прогорания наконечников эти машины быстро потеряли свою популярность и в настоящее время заменены машинами, выбрасывающими открытое пламя. Машины последнего типа также более эффективны при таянии снега и льда на стрелках, поэтому они и получили более широкое распространение.

Машины, сжигающие траву открытым пламенем, применяются с пятью, четырьмя и тремя рукавами для выброса пламени, при помощи которых обрабатываются главные пути, а также с двумя и одним рукавом, предназначенные для обслуживания небольших железнодорожных линий, боковых ветвей, путей на грузовых и пассажирских станциях.

Конструкция таких машин включает в себя несколько огневых рукавов, вытянутых в стороны от середины вагона. Интенсивность выброса пламени можно регулировать в зависимости от густоты растительности, подлежащей сжиганию. Пламя мгновенно зажигается и тушится при помощи электричества, чем достигается экономия горючего и обеспечивается безопасность при проходе тра- восжигателя вблизи деревянных конструкций.

Большая самоходная машина для сжигания травы с пятью рукавами (рис. 217) может быть смонтирована на одном или двух вагончиках; в последнем случае на втором вагончике устанавливается цистерна с горючим. Такая машина при первом проходе сжигает траву на полосе шириной 7,5 м, которая обычно уширяется при втором проходе до 10,5 ж за счет удлинения рукавов, выбрасывающих пламя. Расход горючего для машины с пятью рукавами несколько выше, чем для прочих машин, и они поэтому берут запас горючего от 5 300 до 5 700 л. Некоторые машины такого типа снабжены реверсом и перемещаются в обоих направлениях со скоростями от 6,4 до 16 км/ч при работе и скоростями при транспортировке до 56 км/ч. Эти машины оборудованы мощными пневматическими тормозами для быстрой их остановки и прожекторами для ночной работы.

Машины для сжигания травы с четырьмя, тремя и двумя рукавами имеются как в самоходном (рис. 218), так и в прицепном варианте. Они имеют в основном такую же конструкцию, как машины с пятью рукавами, с тем исключением, что бак для горючего емкостью от 1 900 до 2 500 л, установленный на вагончике, имеет рукава (горелки) и ширина обжига у этих машин меньше. Например, машина с двумя рукавами при первом проходе по однопутной линии сжигает траву на полосе шириной 3,0 м, а при повторном проходе с удлинением рукавов — на полосе шириной 6,0 м.



Небольшие машины для сжигания травы с одним рукавом монтируются или на прицепе к автодрезине, или на двухколесном автоприцепе. Для хранения горючего на прицепе к дрезине используются железные бачки, а на автоприцепе укреплен небольшой бак емкостью 34 л.

Скорость работы машин для сжигания травы механик устанавливает исходя из своего опыта. Скорость зависит от густоты травы, возраста и высоты растений, видов сорняков, подлежащих уничтожению, и от умения механика правильно направить непрерывную струю пламени на растения. Обычно эти машины при первом проходе, когда они обжигают растения, работают со скоростью от 6,4 до 12,8 км/ч, а при втором, когда они сжигают опаленные растения, — со скоростью от 12,8 до 25 км/ч.

Огнетушительные устройства. Обычно вслед за машинами для сжигания травы следовали рабочие, чтобы не допустить загорания измочаленных или треснувших шпал. Пока рабочая скорость этих машин не превышала 4,8—6,4 км/ч, тушение загоревшихся шпал таким путем было возможно, хотя и с трудом. Однако с возрастанием скорости движения травосжигающих машин потребовалось, чтобы следом за ними двигалось специальное огнетуши- тельное устройство, при помощи которого можно было бы тушить загоравшиеся шпалы тотчас же после прохода травосжигателя.

Огнетушительное устройство (рис. 219) представляет собой специально сконструированные прицепные вагончики с баком для воды емкостью от 3,0 до 3,8 ж3, с насосом и небольшим двигателем. На них имеются два или три шланга с брандспойтами, которые для тушения огня выбрасывают струю воды под давлением до 5,5 am. Выпуск воды можно перекрыть быстродействующими клапанами. Для доставки воды в безводные районы применяют также обычные цистерны.

Для передвижения тяжелого огнетушительного устройства применяют обычно мощный мотовоз, а для перемещения прицепных вагончиков—обычную автодрезину.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную