ПРОБЛЕМА ЗАМАСЛИВАНИЯ СТОЧНЫХ ВОД

Большинство железных дорог некоторым образом затрагивается указанными выше правилами и постановлениями. Наиболее вредное влияние оказывает попадание в состав сточных вод масла и других нефтепродуктов из дренажной системы депо, мастерских, платформ для обмывки подвижного состава и других производственных помещений. Количество такого включения масла в сточные воды возрастает с увеличением числа тепловозов, которое на различных железных дорогах непрерывно растет.

Отходы масла получаются при эксплуатации топливных экипировочных устройств тепловозов, вагонных и локомотивных обмывочных установок служебных и деповских помещений и многих других устройств, встречающихся при применении тепловозной тяги. Очистка вагонов цистерн, производимая на ряде железных дорог, является также источником нежелательных сточных отходов, часто содержащих масло. В определенных районах, особенно там, где вода из рек, озер и других естественных источников, включая колодцы, используется для бытового или ирригационного назначения, правила по очистке сточных вод более строги.

Такая обстановка иногда приводит к необходимости создавать комбинированное сепарационное оборудование и установки (рис. 26) для обработки сточных вод, чтобы удалить масло и нейтрализовать другие вредные примеси, содержащиеся в сточных водах. На некоторых предприятиях железных дорог на изолированных и разбросанных территориях возможно отвести отдельные удаленные участки, на которых оборудовать сточные канавы, а также коллекторы в виде небольших резервуаров, в которые собирать сточные отходы. Масло, попадающее в эти резервуары, вследствие разности в удельном весе всплывает на поверхность воды, с которой оно собирается скребками или поджигается и сгорает. В конце концов вода из резервуара испаряется до такой степени, что уровень ее в резервуаре поддерживается ниже, чем высота водоподводящих труб.


В областях с наиболее густым населением и перенаселенных районах проблема удаления сточных вод, а в особенности масла, является для железных дорог наиболее актуальной задачей. Те же самые трудности в еще более сложной форме стояли за последние годы перед нефтяной промышленностью, но в результате проведенной исследовательской работы ряда инженеров и химиков были разработаны наиболее эффективные методы по удалению масла и других полутвердых продуктов из очищаемых сточных вод. Проблема также включает в себя вопрос определения методов водообработки для удаления или нейтрализации многих других отходов, встречающихся в рафинирующих или других нефтеперерабатывающих установках.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную