ПРОЕКТИРОВАНИЕ

1. Внутренние размеры. Внутренние размеры тоннеля должны быть назначены в полном соответствии с габаритами для тоннелей, рекомендованными AREA1. Если официальные требования предусматривают необходимость большего габарита тоннеля, то они должны быть выполнены.

На закруглениях габарит должен быть увеличен с тем, чтобы допустить пропуск вагона длиной 25,9 м, высотой 4.25 м с расстоянием между шкворнями тележек 8.2 м. Еозвышение наружного рельса должно соответствовать рекомендациям AREA.

В тоннелях, проходящих через водоносные слои, для возможности размещения водоотводов расстояние от оси до стенки должно быть не меньше 2,74 м, а в тех случаях, когда требуется устройство вентиляции, высоту тоннеля следует увеличить не меньше чем на 30 см.

2. Сбор предварительных данных. Для получения сведений, необходимых при проектировании нового тоннеля, проводят полевые изыскания, определяют геологический разрез, выясняют гидрологические условия (грунтовые воды), устанавливают места сбросов, проводят колонковое бурение, определяют прочность скалы, подлежащей разработке, а также собирают данные о существующих тоннелях, проходящих в аналогичных условиях. В тех случаях, когда новый тоннель прокладывается вблизи от существующего, необходимо исследовать старые архивные документы для получения данных о грунтовых водах, зонах сбросов и др. Если архивные материалы недостаточны, следует провести колонковое бурение в существующих соседних тоннелях.

3. Путь и балластные стенки. Путь может укладываться на балласте, находящемся между специальными стенками, либо представлять собой монолитную плиту с забетонированными шпалами.

Рельс должен через двухребордчатые подкладки опираться на забетонированные полу шпалы сечением 20 х 25 см длиной 0,76 м, расположенные на расстоянии 0,5 м между осями и прикрепляться костылями или шурупами. На кривых возвышение наружного рельса осуществляют увеличением толщины соответствующих полушпал.

4. Стены и свод. В твердой и прочной скале глубина заложения боковых стен должна быть не менее 15 см ниже дна балластного корыта или ниже поверхности путевого бетона при бетонированных шпалах. В слабой скале боковые стены должны быть доведены до устойчивого основания. У порталов подошва стен должна находиться не менее чем на 15 см ниже линии промерзания.

Наименьшая толщина стен при проходке без временного крепления должна быть:

для однопутных тоннелей — 38 см:

для двухпутных тоннелей — 53 см.

Если временное крепление стен выработки необходимо, то внутренняя поверхность бетона при деревянных стойках рам, расположенных на взаимном расстоянии не менее 30 см, должна отстоять:

для однопутных тоннелей—на 36 см от внутренней поверхности стойки; на 66 см от внутренней поверхности забирки;

для двухпутных тоннелей—на 46 см от внутренней поверхности стойки; на 76 см от внутренней поверхности забирки.




Рыхлую и слабую скалу из-под стен и лотка надо удалять до начала бетонирования. Если по характеру скалы это нецелесообразно, то лоток и фундаменты стен следует армировать.

Водоотвод во время бетонирования. Бетон нельзя укладывать в проточную воду. Необходимо принимать специальные меры для осушения каждого участка, куда укладывается бетон. Для предотвращения гидростатического давления на обделку устраивается система дренажа.

Уход за бетоном и защита его от действия низких температур. После распалубки бетонную обделку необходимо содержать во влажном состоянии в течение 5 дней. При отрицательных температурах концы тоннеля или часть его надо закрывать и принимать соответствующие меры для поддержания температуры бетона не ниже 1 0° С в течение периода не менее 72 ч после укладки.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную