ПРОЖЕКТОРНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ СТАНЦИЙ

Освещение наружных железнодорожных объектов например сортировочных станций, обеспечивает наиболее безопасную и производительную работу, которая только возможна в ночное время. В настоящее время обычно применяют стальные вышки высотой 24—36 м, которые поддерживают группы прожекторов с подходящим направлением лучей, использующих лампы мощностью 750—1500 в. Это освещение также обеспечивает лучшую охрану.

Три общие системы освещения станций могут быть классифицированы в общем как прожекторное освещение с заливающим светом в одно направление, параллельновстречное прожекторное освещение с заливающим светом и освещение с рассеянным светом. При прожекторном освещении в одно направление лучи прожекторов направлены все в одну сторону — в направлении вагонопотоков. Эта система имеет то преимущество, что работники не ослепляются светом прожекторов. Расстояние между вышками не должно превышать, а лучше быть немного меньше эффективного радиуса действия прожекторов. Как правило, вышки могут быть расположены на расстоянии 450— 600 м одна от другой.

Прожекторное освещение в одно направление имеет тот недостаток, что видимость объектов обеспечивается только отраженным светом, а большинство подвижного состава и оборудования на железнодорожных станциях имеет низкую отражательную способность.

При параллельно-встречном прожекторном освещении свет направляется в оба направления. Преимуществом этой системы является то обстоятельство, что вышки могут быть расположены в два раза дальше одна от другой, чем при прожекторном освещении в одно направление, и могут, при необходимости, иметь прожекторы, направленные в оба направления. Недостатком этой системы является ослепляющее действие на работников. По этой причине местоположение вышек должно быть тщательно выбрано и вышки должны иметь возможно большую высоту, которая практична с экономичной точки зрения, чтобы прожекторы были возможно выше над прямой линией зрения.

Однако параллельно-встречная система имеет то преимущество, что объекты становятся видимыми в результате действия света двумя способами:

1) в результате отражения света от объектов. Этот свет может исходить из прожекторов, расположенных сзади или сбоку работника, или же может быть результатом зеркального или рассеянного отражения от головок рельсов, боковых стенок вагонов или других предметов;

2) в результате выделения контуров предметов против света прожекторов, расположенных вдали.

Освещение механизированных горок. В общем системы прожекторного освещения в одно направление имеют наибольшее распространение на механизированных горках, где операторы должны иметь возможность видеть пути подгорочного парка с постов управления для того, чтобы определить степень торможения вагонов. Если отчасти применяется встречное освещение, прожекторы должны быть расположены и направлены таким образом, чтобы их прямое ослепляющее действие в направлении постов управления горки было доведено до минимума.

Освещение горловины подгорочного парка должно быть сравнительно ярким, чтобы операторы могли сравнить свои сортировочные листы с фактическим проходом вагонов по замедлителям.

Параллельно-встречная система освещения обычно применяется на немеханизированных горках, где используются тормозильщики, и на безгорочных станциях. При параллельно-встречной системе и одностороннем движении вагонопотоков обычно от 2/3 до 3/4 свега направляется в сторону движения и от V4 до V3 — против движения. Там, где движение происходит в обе стороны, обычно одинаковое количество света направляется в каждую сторону.


При системе освещения с рассеянным светом осветители уличного типа устанавливаются на высоте от 9 до 12 м от уровня земли, обычно на столбах, хотя может быть использован и поддерживающий кабель. Расстояние между осветителями может колебаться в пределах от 30 до 90 м. Этот тип освещения применяется главным образом на важных путях станции и для целей защитного освещения. Эта система также часто применяется на пассажирских технических станциях, а в последние годы применялась около стрелочных переводов на стрелочных улицах сортировочных парков.

На рис. 37 показано наклоняющееся прожекторное устройство, удобное при смене ламп и чистке.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную