РАБОЧИЕ И ДЕФОРМАЦИОННЫЕ ШВЫ

1. Рабочие швы. Рабочие швы нельзя располагать там, где они могут снижать способность обделки сопротивляться горному давлению. В случае необходимости в рабочих швах устраивают гидроизолирующие перекрытия, не поддающиеся коррозии.

2. Деформационные швы. Помимо рабочих швов, не следует устраивать других деформационных швов.

Эксплуатация и ремонт. Содержание верхнего строения пути, земляного полотна и водоотводов в тоннелях протекает в весьма тяжелых условиях. Это связано с наличием регулярного движения поездов при ограниченном освещении и стесненности пространства.

Необходимо, чтобы рабочие и технический персонал, связанные с содержанием тоннелей, тщательно отбирались и подготовлялись к выполнению этих задач.

Необходимо периодически, через определенные промежутки времени, проводить осмотры тоннеля, составляя специальные отчеты, отражающие состояние облицовки и полотна, а также все изменения, происшедшие со времени предыдущего осмотра. Для тщательного осмотра необходимо соответствующее освещение; осмотр производят с помощью специального вагона, оборудованного подмостями, платформами и надежными перилами.

В тоннелях старой конструкции, где путь уложен на неподготовленное земляное полотно, часто образуются балластные корыта, особенно при недостатках водоотвода. Мероприятиями для улучшения состояния пути обычно служат выравнивание земляного полотна, устройство бетонной плиты и соответствующей системы водоотвода, инъектирование балласта раствором.

Балласт в тоннелях загрязняется гораздо сильнее, чем на открытых участках. Здесь собираются паровозные шлаки и грязь, приносимые воздушным потоком, который создается вентиляцией и проходящими поездами, а также грязь из вагонов. Это повышает стоимость содержания балласта в тоннелях. Удаление загрязненного балласта затруднительно и связано с большими затратами, подъемку пути осуществлять невозможно вследствие ограниченного габарита. Перемещение и смена шпал связаны с трудностями.

Химическое воздействие локомотивных газов способствует быстрой коррозии в тоннеле рельсов и скреплений , а также других металлических частей.

Важной задачей является своевременное удаление выветрившейся скалы из тоннелей, не имеющих обделки. Разборку выветрившейся скалы при малых объемах работ выполняют с помощью ломов и клиньев. При больших объемах работ пользуются для этого механическими отбойными молотками, что часто позволяет обойтись без взрывных работ. Вообще говоря, взрывные работы, даже при малой величине зарядов, следует применять лишь в качестве крайней меры.

В тех случаях, когда условия вынуждают часто проводить большие работы по уборке выветрившейся скалы, обычно выгоднее и надежнее бывает устроить в тоннеле соответствующую обделку.

Надлежащим образом запроектированные тоннели с бетонной обделкой при высоком качестве их строительства требуют сравнительно небольшого ухода. Однако имеется много примеров, особенно относящихся к старым тоннелям, когда приходилось проводить большие ремонтные работы.

Причины наблюдавшихся случаев разрушения бетонных тоннельных обделок можно отнести к следующим двум группам: 1) строительные дефекты, например невоспри- нятый распор свода, приводящий к появлению трещин в кольцах; 2) недостатки бетона, зависящие от низкого качества его компонентов или дефектов бетонирования и делающие его уязвимым со стороны замораживания, влияния агрессивных вод (при неудовлетворительном водоотводе) и локомотивных газов.

Для ремонта тоннелей, в которых имеются строительные дефекты, применяют два метода. Один из них заключается в том, что на определенных расстояниях в стенах тоннеля устраивают «окна», пользуясь которыми сооружают упорные подушки, передающие распор с пяты свода грунту. Старую облицовку обновляют торкретированием.

При применении другого способа в старый пористый бетон, имеющий трещины, нагнетают быстро твердеющий цементный раствор, который заполняет пустоты. Затем, после ремонта повреждений поверхности торкретом, создают упрочнение оболочки, предохраняющее от проникания в бетонную кладку воды и локомотивных газов. Эту работу выполняют пневматическими шлифовальными станками с применением необходимых ингредиентов.

В тоннелях с кирпичной обделкой небольшие повреждения можно отремонтировать торкретированием. При значительных размерах разрушения можно рекомендовать или замену кирпичной обделки бетонной или заполнение бетоном промежутка над сводом.

Для капитального ремонта тоннелей с бетонной или кирпичной обделкой обычно требуется специальное оборудование, квалифицированный надзор и рабочие, имеющие опыт в подобных работах.

Независимо от наличия таких кадров на дорогах следует поручать работы по ремонту тоннелей инженерам и подрядчикам, специализировавшимся на этих работах.

Ремонт тоннелей с деревянной обделкой обычно выполняется самими железными дорогами с привлечением бригады опытных квалифицированных плотников.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную