РАЗГРУЗКА И ДОЗИРОВКА БАЛЛАСТА

Одной из наиболее ответственных работ при балластировке и выправке пути в профиле является правильное распределение (дозировка) балласта. При избыточном количестве выгруженного балласта возникают дополнительные работы по перераспределению его вдоль пути, что вызывает увеличение расходов на перевозку излишнего балласта.

Перед выгрузкой балласта на путь должны быть выполнены предварительные работы по оздоровлению земляного полотна путем устройства соответствующих контр- банкетов и подпорных стен, приведения в порядок водоотводов и стабилизации основной площадки земляного полотна. Обочины земляного полотна должны иметь достаточную ширину, иначе значительная часть разгружаемого балласта будет теряться на откосах насыпей и в кюветах. Балластные поезда должны доставлять балласт в строго назначенное время во избежание простоев путевых бригад. Для этого балластные поезда должны сопровождаться специальными проводниками, чтобы исключить всякую возможность задержки в прибытии на места разгрузки и обратно в карьер.

Для перевозки и распределения балласта по пути применяются специальные балластные вагоны, хопперы, полувагоны с пневматически опрокидывающимися кузовами, балластораспределительные лотки, балластодозировочные машины, саморазгружающиеся вагончики и балластные однорельсовые модероны.

Специальные балластные вагоны, предназначенные для перевозки балласта и его выгрузки на путь, можно, при отсутствии путевых работ, использовать и для коммерческих перевозок угля, железобетонных изделий, сахарной свеклы, руды и других массовых грузов. К этим вагонам относятся вагоны бункерного типа — хопперы. Они отличаются от обычных хопперов наличием люков, через которые балласт можно, не засыпая рельсов, разгружать посредине пути, на одну или на другую сторону от рельсовой нити или в желаемой комбинации — посредине пути и по сторонам (рис. 36).

Наличие специальных устройств у этих вагонов делает их очень удобными для распределения балласта. Бункера балластных вагонов имеют достаточно крутые уклоны боковых стенок для того, чтобы обеспечить свободную разгрузку балласта, который при этом не задерживается даже в углах бункеров. Эта особенность сберегает время и рабочую силу также при коммерческом использовании балластных вагонов, позволяя грузополучателям быстро разгружать вагоны и возвращать их в чистом виде дороге.

Балластные вагоны оборудованы устройствами с червячной передачей для открывания люков бункеров с целью разгрузки балласта в точно заданных количествах. Благодаря этому устройству каждый специальный балластный вагон может разгрузить балласт на протяжении 0,32 км больше, чем при разгрузке балласта из обычного хоппера. При этом соответственно экономится балласт и рабочая сила, необходимая на последующее перераспределение балласта.

При работе со специальными балластными вагонами исключается необходимость в применении балластораспределительных цепей, лотков, досок и других аналогичных приспособлений. На этом тоже экономится рабочая сила, которая раньше затрачивалась при применении указанных приспособлений. Управление разгрузочными люками в специальных балластных вагонах производится с обеих CTODOH рабочими, которые идут рядом с вагоном и все время следят за разгрузкой балласта. Несмотря на то, что практически нельзя закрыть люк бункера после того, как он открыт, все же возможно его несколько прижать, чтобы сдавить щебень и предотвратить его дальнейшую разгрузку.



В углах бункера некоторых балластных вагонов может задерживаться небольшое количество балласта, который при разгрузке вагонов сбрасывается к центру бункера вручную.

Очень важно, чтобы за 2—3 недели до начала сезона путевых работ специальные балластные вагоны были отремонтированы и в исправном состоянии сформированы в балластные поезда.

Хопперы в основном предназначены для коммерческих перевозок. Эти вагоны имеют один или несколько бункеров с люками, через которые материал может быть разгружен под действием собственного веса. При использовании хопперов для балластировочных работ непрерывная разгрузка балласта осуществляется при медленном движении балластного поезда с разгрузкой последовательно каждого вагона. Очистка рельсов от попавшего на них при выгрузке балласта производится с помощью шпалы или деревянного бруса, укрепленного перед колесами задней вагонной тележки разгружаемого вагона. Хопперы успешно применяются для разгрузки балласта при заполнении шпальных ящиков после подъемки или непосредственно перед подъемкой пути.

Полувагоны с пневматически опрокидывающимися на бок кузовами (думпкары) обладают вместимостью от 15,3 до 38,2 Mz. Вагоны оборудованы воздушными тормозами и другими проверенными приспособлениями, обеспечивающими разгрузку балласта. Эти саморазгружающиеся вагоны имеют ограниченное применение и в основном используются на многопутных участках для выгрузки балласта на соседний путь.

Балластораспределительные лотки. При использовании на балластировочных работах обычных хопперов должны применяться балластораспределительные лотки, с помощью которых обеспечивается лучшее распределение выгруженного балласта, особенно около рельсов, где производится основная подбивка пути (рис. 37). Лоток делается металлическим прямоугольной формы и подвешивается на цепях под бункером вагона. Объем щебня, пропускаемого через лоток, регулируется; этим регулируется количество балласта, разгружаемого между шпалами. По концам лотка имеются подкрылки, с помощью которых дозируется балласт, выгружаемый на откосы балластной призмы. Регулировка открытия отверстия в лотке и управление подкрылками производятся вручную с помощью рычагов, выведенных во внешнюю сторону вагона за пределы его очертания.

Домкраты применяются для регулирования величины открытия люков при дозировке балласта, выгружаемого из хоппера. Это фактически домкраты, применяемые в качестве распорок при креплении траншей; они устанавливаются попарно между двумя люками противоположных бункеров. Для прикрепления домкратов к люкам применяются соответствующей длины трубки диаметром 48 мм, приваренные к двум кронштейнам и к концам люков. Имевшиеся на домкратах стандартные гайки с барашками заменены для удобства пользования маховичками.

Некоторые дороги для дозировки выгружаемого балласта применяют цепи, с помощью которых у разгрузочных люков хопперов регулируется величина раскрытия.


Машины для дозировки балласта, выгруженного на путь. Одна из машин предназначена для дозировки балласта, выгруженного на откосы балластной призмы и на междупутье. При дозировке балласт распределяется ровным слоем по обе стороны рельсов в местах подбивки шпал.

Машина самоходная, управляется одним механиком; ее применение особенно эффективно при совместной работе с подбивочной машиной, которой она обеспечивает наибольшую производительность вследствие правильной дозировки балласта. При этом исключается необходимость применения ручного труда для дозировки балласта.

С каждой стороны машины имеется гидравлически управляемый транспортер, элеватор и крыло, которое переваливает балласт к приемнику элеватора, подающего балласт на ленту транспортера. Транспортеры грузят балласт в бункера, люки которых расположены в плане так, что балласт может быть распределен в требуемом месте по отношению к рельсам. Количество балласта, разгружаемого через люки на путь, регулируется подъемом или опусканием бункера.

Другая, тоже самоходная, машина применяется для дозировки балласта, разгруженного на откосах балластной призмы. Там, где балласт разгружен из хопперов по всей балластной призме, эта машина используется как плуг для дозировки балласта между рельсами и по всей балластной призме. Машина также приспособлена для распределения и планировки балласта при подъемке пути и текущем содержании балластной призмы; для этого машина снабжена плугом, боковыми крыльями, карманами для забора излишнего балласта и распределения его вдоль пути, а также дисками и зубьевыми рыхлителями (рис. 38).


Ходовые части и рабочие органы машины приводятся в действие мощным бензиновым двигателем. Машина имеет четыре скорости — от 0,8 до 35,4 км/ч.

На рис. 39 показана дозировка балласта машиной Фейрмонд W-77.

Саморазгружающиеся вагонетки имеют емкость 0,8 или 1,5 м3. Опрокидывание кузова вагонетки в ту или другую сторону для разгрузки балласта производится при помощи ручных гидравлических насосов. Эти вагонетки применяются для перевозки балласта с мест, где его выгружено слишком много, к местам, где его выгружено недостаточно.

Балластные однорельсовые модероны применяются для перевозки небольших количеств балласта с одного места на другое для окончательной отделки пути и для местной выправки пути в профиле. Модерон представляет собой тележку, смонтированную на двух двухребордчатых роликах, предназначенную для передвижения ее по одному рельсу усилием одного человека. На модероне установлен металлический ящик для перевозки балласта вместимостью 0,45 м3. Боковую стенку ящика можно открывать на петлях для разгрузки требуемого количества балласта.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную