РЕЛЬСЫ

Методы производства рельсов. Стандартные длины и профили рельсов. Технические условия. Виды дефектов рельсов. Дефектоскопы

Рельсы являются одним из основных элементов конструкции пути и во многом определяют его текущее содержание. Поскольку от рельсов зависит безопасность движения поездов, то в разработке их конструкции одновременно принимают участие как специалисты по рельсам, так и научные работники и металлурги. Несомненно, ни один элемент конструкции железных дорог так тщательно не исследуется, как рельс; на исследовательскую работу ежегодно ассигнуются значительные суммы. Большей частью научно-исследовательская работа финансируется Ассоциацией американских железных дорог совместно с заводами-изготовителями. Контроль за исследовательской работой осуществляет Рельсовый комитет AREA и Технический комитет по рельсам и стыковым накладкам Американского института железа и стали.

Конструкция рельсов и методы их прокатки Увеличение радиусов, которыми очерчиваются поверхность головки и верхние выкружки шейки, привело к значительному улучшению профиля рельса; этим путем было достигнуто более благоприятное распределение нагрузки и заметное снижение напряжений. В улучшенном профиле рельса напряжения под головкой не превышают предела усталости рельсовой стали. Для снижения напряжений в шейке и уменьшения количества изломов по болтовым отверстиям было увеличено расстояние от болтовых отверстий до торцов рельсов. Однако и после этого изломы по болтовым отверстиям не прекратились. В течение последних нескольких лет внимание научных работников было направлено на устранение заусенцев, остающихся после просверливания болтовых отверстий, так как, по-видимому, эти заусенцы и служат причиной зарождения начальных трещин.

Для получения более долговечных и прочных рельсов изменениям подверглись и методы их изготовления. Для улучшения качества шихты железная руда обогащалась промыванием, осаждением магнитным способом, путем флотации, спекания, а также и другими способами. Присутствие в печи мелких частиц железной руды нежелательно, так как вместе с потоком газов они могут вылететь через дымовую трубу до того, как из них будет выплавлено железо. Спекание и агломерация делают частицы руды более крупными.

Если крышки изолированных коробов, предназначенных для регулируемого охлаждения рельсов, оказывались недостаточно плотно пригнанными, то их сменяли. Это мероприятие в дальнейшем должно было привести к полной ликвидации поперечных трещин, появлявшихся в условиях эксплуатации в тех рельсах, которые подвергались охлаждению в коробах с неплотно закрытыми крышками.

На заводах, где блюмсы перед прокаткой вторично подогревались, в настоящее время осуществляется более тщательный контроль за изготовлением рельсов, что должно сильно снизить количество изломов от перегрева металла.

В настоящее время заводы изучают изменения, которым нужно подвергнуть оборудование для того, чтобы можно было перейти на производство рельсов длиной 23,77 м, что желательно для многих дорог.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную