РЕЛЬСОВЫЕ ПРОТИВОУГОНЫ

Сила угона пути. Влияние балластных материалов. Типы противоугонов. Практические рекомендации AREA

Рельсовые противоугоны являются приспособлениями, предназначенными для того, чтобы сопротивляться или совершенно прекращать продольные перемещения рельсов под поездами. Таким образом, обеспечивая требуемую величину зазора между рельсами, необходимую для удлинения рельса при температурных изменениях, они помогают содержанию пути в норме по шаблону и направлению. Их основной задачей является закрепление рельсов в нужном положении относительно шпал.

В течение многих лет применение противоугонов было ограничено почти исключительно главными путями, но в настоящее время они используются также для закрепления рельсов на станционных путях и железнодорожных ветках.

Правильное закрепление особенно важно для таких путей, как пути приемочного парка, горочные пути, пути сортировочного парка и парков отправления, где движение обычно происходит в одном направлении. На таких участках трудно производить путевые работы, а между тем часть их можно было бы сократить или совсем устранить при правильном закреплении пути.

Без закрепления рельсы будут смещаться, в результате чего возникают силы, под действием которых путь может быть выброшен или искривлен в горизонтальной или вертикальной плоскости. В некоторых местах стыковые зазоры могут настолько увеличиться в холодную погоду, что растягивающие силы будут достаточными, чтобы разорвать стыковые болты. Недостаточное закрепление или неправильная установка противоугонов отрицательно сказывается на текущем содержании пути.

Угон пути приводит к перекосу шпал, вызывает перекосы положения рельсов по уровню и сужение колеи, нарушает прямолинейность рабочей грани крестовины, вызывает сужение колеи у сердечников крестовин, плохое прилегание остряков к рамному рельсу, приводит к тому, что стрелочные тяги защемляются или слишком плотно прилегают к сережкам, что вызывает затруднение перевода остряков.

Проявление угона рельсов. Угон рельсов обычно происходит в направлении преобладающего движения. Следовательно, он чаще имеет место на двухпутной линии, чем на однопутной потому что движение поездов на двухпутном участке происходит в одном направлении. На однопутной линии направление угона связано обычно с направлением более грузонапряженного движения. Но в том и другом случае, однако, имеется тенденция к угону в большей степени на спуске, чем на подъеме.

Таким образом, факторами, способствующими угону рельсов, являются: высокая грузонапряженность, преобладающая в одном направлении, недостаточная величина стыкового зазора для удлинения рельса при повышении температуры, легкий балласт, недостаточное заполнение шпальных ящиков, слабое земляное полотно, слабые шпалы, чрезмерное расстояние между шпалами, недостаточный дренаж, отсутствие отдельных болтов, расположение участка пути на спуске, торможение. Угон рельсов имеет место особенно в пути, уложенном через болото, на подходах к станциям и другим местам регулярных остановок, в крутых кривых, в местах, где установлено более или менее постоянное снижение скоростей, на станционных путях и вытяжных путях в парках.

Хотя причины угона выяснены, он иногда проявляется неожиданно в зависимости от особенностей движения поездов на конкретном участке. Например, хотя известно, что рельс должен перемещаться на крутых уклонах по направлению уклона, но имеются случаи перемещения рельсов под поездами, проходящими в противоположном направлении: одна нить рельсов может угоняться быстрее, чем другая, или обе нити рельсов перемещаются в разные стороны, а также одна из них может оставаться неподвижной; имеются случаи, когда рельс, который долгое время оставался неподвижным, вдруг внезапно начал перемещаться.

Одним из первых признаков угона рельсов является наличие следующих один за другим слитых зазоров в направлении угона и наличие растянутых зазоров на участке, откуда начался угон. Кроме того, признаками угона являются наличие следов скольжения головок костылей на подошве рельса, перекосы и смещения шпал, перемещение балласта впереди шпалы и появление пустоты за шпалой. На стрелочных переводах при угоне крестовины и остряки выводятся из нормального положения в плане. Имеется опасность искривления пути там, где тенденция к угону значительна и постоянна и происходит на больших расстояниях. При устранении результатов угона рельсы должны быть возвращены в свое первоначальное положение и закреплены достаточным количеством противоугонов.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную