СБОРНЫЕ СТРОЕНИЯ

Соображения по проектированию. Материалы. Сборка. Металлические, деревянные и бетонные здания

Когда руководителю железнодорожного подразделения приходится сталкиваться с необходимостью быстрого выбора места для здания и постройки его к 2 ч следующего дня или приходится решать какую-либо срочную проблему, связанную с таким строительством, он должен пригласить на помощь фирму, изготовляющую сборные строения. Такие фирмы предлагают широкий выбор одноэтажных зданий различных размеров и форм, выполненных в разном стиле и изготовленных из разнообразных материалов. Такого рода здания благодаря своим свойствам допускают всякого рода пристройки, уменьшение в размерах или дальнейшую перестройку по проекту, который может быть окончательно разработан только после того, как пройдут экстренные обстоятельства.

Современные сборкые строения сооружают из материалов, выработка которых составляет специальность отдельных фирм или целых строительных концернов. Сталеплавильные компании поставляют стальные каркасы, листы или соединяющиеся между собой стальные щиты для стен. Компании бетонных изделий изготовляют из бетона полностью готовые здания, стеновые плиты и готовые секции. Деревообделочные компании поставляют стеновые щиты из пропитанной или непропитанной древесины или пиленые изделия. Поставщики цветных металлов применяют различные материалы для изготовления каркасов зданий и щитов для их обшивки.

Богатство конструкций и материалов, которыми располагают железнодорожные строители и архитекторы, или те работники железных дорог, на которых возложен выбор конструкции зданий, позволяют уже не рассматривать сборные строения в качестве временных. Таким образом, каждый раз, как возникает необходимость в сооружении того или иного здания, стоимость строительства его обычными методами следует, учитывая соображения экономики, сравнить со стоимостью такого же сборного строения. Один из строительных концернов оценивает положение в этом случае следующим образом. Стоимость сборных строений складывается из трех основных элементов: 1) из стоимости проектирования для соблюдения требований техники безопасности и выбора наиболее удачной конструкции; 2) из стоимости материалов, требующихся для осуществления выбранной конструкции; 3) из стоимости рабочей силы для выполнения работ.

Проектирование. Будущему покупателю предоставляется проект и достаточно полное описание конструкции с тем, чтобы он мог оценить прочность всего строения, прочность отдельных его деталей и предполагаемый срок службы. В проектах обобщен опыт постройки тысяч подобных зданий разного назначения для разнообразных условий эксплуатации и в различных климатических зонах. Такие сборные строения должны удовлетворять требованиям строительных правил большинства городских муниципалитетов.

Учитывая существующую в строительной промышленности конкуренцию, фирмы-поставщики обычно включают по дешевой цене стоимость работ по привязке строения к месту постройки в стоимость его сборки.

Материалы. Большая часть сборных строений производится на заводах в строго контролируемых условиях. Этим обеспечивается одинаковая прочность строения, выдержанность его размеров и наибольшая экономичность изготовления. Для изготовления сопряжений применяются точные инструменты и оборудование. Практика изготовления сборных строений нашла свое применение при выполнении обширных строительных программ. При этом в дело ипут обычные строительные материалы, но используются они только разделанными по определенному размеру и с такой степенью точности, что их можно быстро, легко и с минимальными потерями употребить в дело. Лишь небольшое число железных дорог включает в свои строительные программы индивидуальное строительство зданий такого же назначения, какое они могут получить в готовом виде по сравнительно низким ценам от строительных фирм. Обычно предпочтение отдается предложениям фирм-по- ставщиков сборных строений, что в большинстве случаев оказывается более выгодным.

Сборка. Вследствие наличия различных причин разница между сметной и фактической стоимостью сборки готовых строений в последнее время становится менее заметной. Необходимость использования рабочих различных квалификаций, применяющих ручной инструмент, и капризы погоды оказывают все меньшее влияние на стоимость сборки. При наличии опытного руководителя даже малоквалифицированные рабочие могут собрать готовое строение с затратой немного большего числа рабочих часов, чем это потребовалось бы рабочим высокой квалификации. К тому же при сборке готового строения не требуется такого количества механизированного инструмента, как при постройке такого же здания заново обычным способом.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную