СЕПАРАТОР ГРАВИТАЦИОННОГО ТИПА

Усилия многих нефтяных компаний были объединены для решения задачи очистки сточных вод. Результатом этого явилось создание почти универсального приспособления в виде сепаратора гравитационного типа, который обычно приспосабливается или дополняется для химической обработки одного или другого вида сточных вод. Благодаря сравнительно низкой стоимости установки, эксплуатации и ремонта, а также гибкости применения как по размерам, так и по производительности сепаратор гравитационного типа применяется на большинстве железных дорог. В частности, сепаратор устанавливается и в таких местах, где основной задачей является удаление масла, а само количество дренируемых сточных вод невелико.

Принцип действия сепаратора гравитационного типа основан на различном удельном весе масла и воды или другой жидкости, с которой смешано масло. Теоретическое объяснение этого способа очистки заключается в том, что при скорости струи, сниженной до минимума, масло и вода разделяются в соответствии с их различным удельным весом. Очевидно, что спроектированный соответствующим образом сепаратор будет основан на конструкции, которая согласуется с количеством пропускаемой воды, скоростью потока, временем осаждения и т. д. Последние обстоятельства являются важными факторами, определяющими эффективную характеристику установки. Полную техническую характеристику установки, предназначенной для предприятий нефтяной промышленности, можно найти в руководстве по удалению нечистот из сточных вод, выпущенном и имеющемся в распоряжении Американского нефтяного института. Каждая железная дорога, планируя установку сепараторов гравитационного типа, может получить много полезного благодаря такой информации.

Сепараторы этого типа, которые были построены рядом железных дорог, изготовлены из железобетона с отсеками или камерами, спроектированными так, чтобы понизить скорость и турбулентность подаваемой в них струи воды. Камеры, изготовленные из бетона, имеют стальные или деревянные переборки. Отверстия в нижней части переборок размещены в шахматном порядке, чтобы предотвратить кратчайшую циркуляцию струи воды, но облегчить проход последней из камеры в камеру. Размеры и число камер определяются размерами сепаратора, которые основаны на величине суммарного времени нахождения воды в очистителе, необходимого для сепарации масла и воды при максимальном дебите очищаемой воды; последний определяется предварительно при полевых испытаниях. Скребки, скользящие по поверхности воды в последней камере, из которой поступает очищенная вода, удаляют масло, которое в сепарационном процессе остается на поверхности. Это мае по в основном стекает самотеком по трубам в расположенный вблизи маслосборник, из которого оно откачивается в бак для хранения до времени возможного удаления. Очищенное масло используется для различных целей, например для смазки паровозных дышел и других деталей, попадание песка на которые может привести к их повреждению.

При сравнительно большом количестве технических сточных вод, которые могут поступать из находящихся на открытом воздухе сливных ям вагонных и локомотивных моечных установок, а также из дренажных канав земляного полотна, весьма возможно, что песок, зола или другие тяжелые примеси будут содержаться в этих водах. Для таких случаев целесообразна установка отстойного бассейна перед сепаратором, где тяжелые частицы будут оседать на дно, что предохранит сепаратор от поступления чрезмерного количества песка, золы и т. д. Отстойный бассейн может быть быстро очищен с помощью грязевого или бетонорастворного откачивающего насоса без каких- либо помех для эксплуатации сепаратора.

В районах, где часто встречаются тяжелые осадки в сточной воде, обычно применяют способ обходного регулирования с помощью плотины, чтобы направить нижнюю часть струи воды, которая и несет тяжелые частицы, непосредственно наружу (из сепаратора). При этом отпадает необходимость в увеличении размеров конструкции сепаратора, которые были бы необходимы при максимальном дебите сточных вод при дождевых потоках.

Сепаратор гравитационного типа частично приспособлен для сепарации масло-водяных смесей, в которых масло находится в виде сферической формы капель сравнительно больших размеров- однако сепаратор не соответствует требованиям удовлетворительной сепарации масловодяных смесей, известных под названием эмульсий.

Эмульсии, как известно, являются очень тонкой смесью масла и воды, в которой сферические капли масла так малы, что они не могут быть отсепарированы под влиянием разнипы в удельном весе. Эмульсии в больших количествах редко встречаются в практике эксплуатации железных дорог; однако там, где они встречаются, необходимо применить химические и другие добавки, чтобы разрушить эмульсионную связь воды и шлама и осуществить затем процесс сепарации, основанный на разности удельных весов. Сейчас известен ряд торговых фирм, которые конструируют и производят сепараторы. В ряде случаев выпускаемые ими сепараторы являются компактными агрегатами, которые спроектированы и построены согласно специфическим условиям, определяемым областью применения, нуждами предприятия, возможностями устройства водостоков и правилами, относящимися к данной отрасли производства.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную