СИГНАЛЫ АВТОБЛОКИРОВКИ

Сигнал автоблокировки, имеющий наиболее широкое распространение в современных установках, имеет одно крыло или соответственно одну светофорную головку. Этим сигналом подаются три показания для применения на участках с двухблочным разграничением. Названия этих показаний, положение семафорных крыльев, а также цвета и значения сигналов показаны в табл. 1; там же указаны номера соответствующих правил.

Некоторые дороги добавили одно или большее количество дополнительных указаний для многозначных систем сигнализации, из которых типовой является четырехзначная автоблокировка с трехблочьым разграничением. Подробное рассмотрение длин блок-участков, тормозных путей и показаний таких сигналов приведены в главе III «Автоматическая блокировка».

Централизованные сигналы. На централизованных участках большинство американских дорог применяет скоростную сигнализацию, при которой различные показания сигналов соответствуют различным скоростям движения поездов в противоположность прежней английской системе маршрутной сигнализации. На входном централизованном трехкрылом семафоре верхнее крыло разрешает сквозное следование по главному пути с установленной скоростью. Когда стрелки такого маршрута установлены, путь маршрута не занят и рукоятка входного сигнала повернута, то показание на сигнале «Путь свободен» подается огнями — зеленый над двумя красными, при условии, что на следующем сигнале, находящемся на расстоянии тормозного пути, отсутствуют показания «Стой» или «Стой, а затем следуй» Если показания именно таковы, то на входном сигнале возникает показание «Тише», подаваемое огнями — желтый над двумя красными.

Второе крыло управляет движением по всем маршрутам, где допускается средняя скорость. Обычно это маршруты по стрелочным съездам и стрелкам, ведущим на другие главные пути. Сигнальное показание «Следование со средней скоростью» с огнями — красный над зеленым над красным подается, когда следующий сигнал, находящийся на расстоянии тормозного пути, не находится в положении «Стой» или «Стой, а затем следуй». Если же он находится в этом положении, то на входном сигнале возникает показание «Приближение со средней скоростью» с огнями — красный над желтым над красным. Третье крыло разрешает следование с ограниченной скоростью. Это показание подается огнями — красный над красным над желтым.

Как правило, рельсовые цепи не служат для управления третьим крылом, а поэтому им можно пользоваться при наличии поезда на рельсовой цепи, когда исключена возможность использовать верхние крылья. В этом случае на третье крыло возлагается роль пригласительного сигнала. Если рельсовая цепь участвует в управлении третьим крылом, то с его участием подается показание «Следование с малой скоростью» огнями — красный над красным над зеленым.

Комбинированные показания входных сигналов ускоряют пропуск поездов. Обычно показания входных сигналов централизованных станций, находящихся на участках, оборудованных автоблокировкой, зависят не только от состояния пути, установленного маршрута и положения рукояток, но и от состояния блок-участков автоблокировки за пределами станции. Часть управления, связанная с централизацией, является абсолютной, требующей остановки поезда без разрешения на последующее его движение. Часть управления, зависящая от автоблокировки за пределами централизации, может быть остановочно-разрешительной, определяемой показанием «Стой, а затем следуй».

При установке сквозных маршрутов в пределах централизации, но при продолжающемся горении красных огней на входном сигнале из-за того, что предыдущий поезд еще не освободил блок-участок автоблокировки, на сигнале дополнительно загорается один лунно-белый огонь, установленный на 56 см слева от верхнего сигнального огня. Это показание сигнала — лунно-белый огонь с остальными красными огнями — указывает, что необходимо остановиться перед входным сигналом, затем следовать в пределах действия централизации и вступить на блок-участок автоблокировки с ограниченной скоростью и с готовностью остановиться, не доходя до поезда или другого препятствия. Таким образом, лунно-белый огонь в сочетании с красным превращает абсолютное показание сигнала «Стой» в показание «Стой, а затем следуй». Лунно-белый огонь полезен тем, что он позволяет избежать задержки поездов при указанных обстоятельствах.

Стрелочные переводы для скоростного движения. Снижение скорости движения пассажирских поездов с 96 до 40 км/ч или товарных поездов с 64 до 40 км/ч для следования по стрелкам или стрелочным съездам не вызывает серьезных задержек поездов. Однако скорости движения возросли до 144 км/ч для пассажирских поездов и до 96 км/ч для товарных поездов, и отсюда увеличилось время, которое теряется при проходе стрелок. Это вызывается тем, что время, необходимое для снижения скорости, возрастает примерно пропорционально квадрату разности скоростей. Потеря времени на восстановление нормальной скорости зависит от различных обстоятельств, но и здесь основная величина потери определяется квадратом разности скоростей. Укладка более длинных стрелок и стрелочных съездов, по которым разрешается проход с более высокими скоростями, является более дешевым средством сбережения времени, чем спрямление трассы и смягчение кривых, создающих аналогичный эффект. Тенденция использовать пути многопутных линий для двустороннего движения по каждому пути при диспетчерской централизации или существующих точечных централизациях увеличила количество переходов с одного пути на другой. На однопутных линиях, оборудованных диспетчерской централизацией, снижение времени следования по маршрутам с отклоненными стрелками также имеет большое значение для сокращения времени хода.

По этим причинам за последние 20 лет проведена большая работа по усовершенствованию стрелочных переводов и стрелочных съездов, а это в свою очередь поставило серьезные проблемы перед устройствами СЦБ. Первоначальная конструкция стрелочных переводов с короткими остряками марки 1/20 безопасна для скоростей примерно 56 км/ч. Длинные стрелочные переводы с уменьшенным углом отклонения маршрута допускают более высокие скорости. Дальнейшее усовершенствование может пойти по пути улучшения конструкции стрелочных остряков. При стрелочных переводах с крестовиной марки 1/20 и прямых 9-м остряках некоторые дороги разрешают переход с одного пути на другой со скоростью до 60 км/ч, а при предварительно изогнутых 13,5-л остряках разрешается скорость 72 км/ч и превышение ее на 8 км/ч. В настоящее время ведутся работы по дальнейшему усовершенствованию конструкции стрелочных переводов. Опыты показали, что стрелочные переводы надлежащей конструкции с крестовиной марки 1/20 допускают скорости до 88 км/ч.

В простых схемах расположения путей, где двухпутная линия переходит в однопутную и ось однопутной линии совпадает с междупутьем двухпутной линии, разрешаются скорости до 112 км/ч по стрелочным переводам с крестовиной марки 1/20.

В 1954 г. железная дорога Эри применила первые стрелочные переводы марки 1/24, которые были уложены на концах двухпутных линий как симметричные стрелочные переводы. Движение по таким стрелкам для маршрутов по переходу с одного пути на другой разрешается со скоростью 125 км/ч и даже выше.

На участках, где максимальная разрешенная скорость не превышает скорости движения по стрелкам (112 или 120 км/ч), это указывается специальным сигнальным показанием.

Дополнительные показания централизованных сигналов. Укладка стрелочных переводов и съездов для скоростей примерно 80 км/ч требует применения сигнальных показаний, позволяющих поезду подходить к входным сигналам и следовать по стрелочным переводам и съездам со скоростями, на которые рассчитаны данные путевые устройства.

Обычно на длинных съездах применяется сигнальное показание «Следование со средней скоростью» и соответствующее ему сигнальное показание предупредительного сигнала «Приближение со средней скоростью». Для более эффективного использования стрелок и съездов, допускающих движение со скоростями выше средних, было создано новое показание входного сигнала, названное «Следование с ограниченной скоростью», правило 281 С, с огнями — красный над двумя зелеными. Значение этого сигнального показания — «следуй с ограниченной скоростью в пределах централизованной зоны». Соответствующее показание предупредительного сигнала называется «Приближение с ограниченной скоростью», правило 281 В с огнями — желтый над двумя зелеными.

В добавление к ограничивающему показанию сигнала — красный над красным над желтым, правило 290, означающему «Следуй с ограниченной скоростью», некоторые дороги сочли целесообразным ввести еще одно показание для управления поездами, движущимися со скоростями выше ограниченной скорости и ниже средней скорости. Для этого создано показание сигнала «Следование с малой скоростью», правило 287, с огнями — красный над красным над зеленым. Это показание применяется для разрешения следования по стрелкам и съездам, рассчитанным на скорости 32—40 км/ч

Значение предупредительных сигналов. Уже в начальном периоде развития устройств СЦБ было установлено, что машинист поезда, приближающегося к станции с нормальной скоростью, не может видеть и освоить показание закрытого входного сигнала на таком расстоянии, чтобы успеть затормозить и остановить поезд, не доходя до сигнала.

Для устранения такого положения на расстоянии тормозного пути от входного сигнала устанавливается предупредительный сигнал. При закрытом входном сигнале на предупредительном сигнале появляется показание «Тише» загоранием желтого огня или соответствующим положением крыла. Зеленый огонь или соответствующее ему положение крыла предупредительного сигнала указывает на разрешающее показание входного сигнала «Путь свободен» или «Тише» для сквозного прохода по прямому пути. Таким образом, в самых начальных этапах применения централизаций и автоблокировки был введен предупредительный сигнал. Значение предупредительного сигнала заключается в том, что поезд не может быть остановлен у закрытого входного сигнала без надлежащего освоения предупредительного сигнала и своевременного начала торможения. Поэтому правильное размещение предупредительных сигналов весьма важно, особенно в настоящее время, когда скорости движения поездов неуклонно повышаются.

В продолжение многих лет значение желтого огня на предупредительном сигнале, правило 285, трактовалось следующим образом: «Следуй, готовясь остановиться у следующего сигнала». Это предоставляло машинисту возможность самому выбирать место начала торможения с тем, чтобы остановить поезд у следующего сигнала. Во многих случаях решение машиниста бывало неправильным. Поэтому текстовое пояснение сигнального показания предупредительного сигнала в правилах сигнализации и принятое ныне на многих дорогах гласит: «Следуй, готовясь остановиться у следующего сигнала, поезд со скоростью, превышающей среднюю, должен немедленно уменьшить ход до средней скорости».

Дополнительные показания предупредительных сигналов. На многих централизованных участках, где уложены стрелочные переводы с крестовинами марок 1/10 и 1/16 для скоростей 32—56 км/ч, второе крыло входного семафора используется для показания, разрешающего следование на боковой путь. В этих случаях сигнализация предупредительного сигнала не меняется; здесь для таких маршрутов на предупредительном сигнале включается желтый огонь, имеющий такое же значение, как и при закрытом входном сигнале. Машинист поезда следует к входному сигналу с готовностью остановиться, но, увидев на нем показание «Следуй со средней скоростью», он может отпустить тормоза для следования на боковой путь. Однако если видимость входного сигнала затруднена, машинист следует со сниженной скоростью до тех пор, пока он не увидит сигнал; в результате этого возникают задержки.

Указание «Тише» должно подаваться на расстоянии минимального тормозного пути от входного сигнала. Это позволяет машинисту поезда, следующего с максимальной разрешенной скоростью, осуществить полное служебное торможение после того, как он увидит закрытый входной сигнал, и остановить свой поезд, не проходя этого сигнала. Кроме того, на некоторых профилях при осуществлении служебного торможения на длинных тяжеловесных поездах не рекомендуется отпускать тормоза до тех пор, пока поезд не остановится. Если в таком случае отпустить тормоза при движении поезда со сравнительно малой скоростью, то тормоза вагонов передней части поезда будут отпущены раньше, чем тормоза вагонов хвостовой части поезда, в результате передняя часть поезда будет стремиться вперед, что может вызвать разрыв поезда.

Для устранения остановок поезда или несчастных случаев по причинам, рассмотренным выше, а также для того, чтобы поезд мог подойти к входному сигналу с показанием «Следуй со средней скоростью в пределах централизованной зоны» и затем следовать по стрелочным съездам со средней скоростью, предупредительные сигналы имеют дополнительное показание. Это показание «Приближение со средней скоростью», правило 282, с огнями — желтый над зеленым означает: «Следуй, приближаясь к следующему сигналу со средней скоростью».

Для предотвращения остановок поездов при упомянутых выше обстоятельствах некоторые дороги применяют дополнительные показания предупредительных сигналов, увязанные с показанием «Следуй с малой скоростью» на входном сигнале. Такие показания предупредительных сигналов отражены правилами 283 В и 284.

Когда сигнальное показание «Следуй с ограниченной скоростью» было предложено использовать на входных светофорах для маршрутов следования на боковой путь, пригодных для движения со скоростью выше средней, то возникла необходимость предусмотреть показание предупредительного сигнала, значение которого изложено в правиле 281В. Название этого сигнального показания — «Приближение с ограниченной скоростью», огни — желтый над двумя зелеными, значение показания — «Следуй, приближаясь к следующему сигналу с ограниченной скоростью».

Проблема скоростного движения по стрелкам не ограничивается конструированием стрелочных переводов, пригодных для высоких скоростей. Необходимой является также и разработка надлежащей сигнализации, указывающей на возможности следования по стрелкам с полной скоростью, на которую эти стрелки рассчитаны.

Железная дорога Сент-Луис — Сан-Франциско сравнительно просто разрешила эту проблему, внеся небольшое изменение в обычную практику. При отклоненном положении стрелочного съезда на входном сигнале появляется показание «Следование на боковой путь» с огнями — красный над зеленым. Соответствующее показание предупредительного сигнала «Приближение с ограниченной скоростью» с огнями — желтый над зеленым над треугольником. Этот треугольник, являющийся специальным опознавательным знаком, представляет собой треугольный лист металла, покрытый алюминиевой краской с черным окаймлением по краям. Этот опознавательный знак в сочетании с огнями — желтый над зеленым оповещает машиниста о возможности приблизиться к следующему сигналу с ограниченной скоростью, т. е. 80 км/ч. Без опознавательного знака показание огнями — желтый над зеленым разрешает приблизиться к следующему сигналу со средней скоростью, т. е. 48 км/ч.

Предупредительные сигналы и короткие блок-участки.

Выше рассматривались предупредительные сигналы, находящиеся на расстоянии тормозного пути от входного сигнала. На участках, где перегоны, примыкающие к централизованным станциям, оборудованы автоблокировкой, предупредительные сигналы используются также и в качестве проходных сигналов автоблокировки. При двухблочной сигнализации, применяющейся на большинстве железных дорог, длина каждого блок-участка не меньше длины тормозного пути, и это совпадает с расстоянием, на котором должен находиться предупредительный сигнал по отношению к входному централизованному сигналу.

При четырехзначной сигнализации с трехблочным разграничением и с короткими блок-участками расстояние между предупредительным и входным сигналами можно уменьшить в соответствии с применением сигнализации, позволяющей постепенно снизить скорость. Подробное разъяснение работы такой сигнализации излагается в главе III «Автоматическая блокировка».

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную