СИГНАЛЫ И ИХ ПОКАЗАНИЯ

Семафоры. Светофоры. Мачтовые и карликовые светофоры. Маршрутные указатели. Показания сигналов и их значения. Сигнальная практика. Значение сигнальных показаний. Сигналы автоблокировки. Централизованные сигналы. Стрелочные переводы для скоростного движения. Дополнительные показания централизованных сигналов. Значение предупредительных сигналов. Дополнительные показания предупредительных сигналов. П ред упреди тельные сигналы и короткие блок-участки. Трен-ордеры (поездные приказы) и неавтоматическая блокировка.

Полуавтоматическая блокировка

В устройствах СЦБ применяются почти исключительно два типа сигналов — семафоры и светофоры.

Семафоры. Почти все семафоры, находящиеся в настоящее время в эксплуатации, являются трехзначными с крыльями, расположенными в верхних квадрантах. Горизонтальное положение крыла семафора соответствует запрещающему показанию; крыло, находящееся под углом 45°, разрешает следование с пониженной скоростью; вертикальное положение крыла разрешает движение с нормальной скоростью.

Ночью семафоры осуществляют показания цветными огнями. Неподвижная лампа, закрепленная на мачте, подает огонь через цветные сигнальные стекла, установленные в сигнальных очках, которые являются частью подвижного крыла семафора. Красный огонь подается при горизонтальном положении крыла, желтый — когда крыло находится под углом 45°, а зеленый — при вертикальном положении крыла.

Как правило, крыло семафора с электрическим приводом удерживается в открытом положении сцепляющим механизмом, который размыкается при занятии поездом пути за сигналом. Крыло закрывается под действием силы тяжести. В некоторых системах крыло при закрытии теряет связь с приводными частями механизма; в других системах крыло опускается под действием силы тяжести вместе со всем механизмом.

Светофоры. В тоннелях и метрополитенах, где из-за отсутствия солнечного света сигнальные огни видны одинаково в любое время суток, светофоры применяются уже много лет. Только в 1913 г. появились электрические лампы и линзы, позволившие получить цветные сигнальные огни, видимые на больших расстояниях при неблагоприятных атмосферных условиях или при ярком солнечном свете. Это позволило создать цветные световые сигналы, состоящие из трех отдельных линзовых комплектов для трех стандартных огней: красного, желтого и зеленого. Широкое распространение имеют линзовые светофоры с вертикальным расположением линзовых комплектов, размещенных для улучшения видимости на фоне щита с матово-черной окраской. Имеются светофоры и такой конструкции, где три линзовых комплекта образуют треугольник и создают более компактную систему. В светофорах с отдельными линзовыми комплектами для каждого огня затруднено эффективное применение рефлекторов, так как свет от фонарей приближающегося локомотива может создать ложное разрешающее показание сигнала.

Дальнейшее усовершенствование световых сигналов имело место в 1921 г., когда возникла идея использовать одну лампу и одну оптику для подачи трех разных цветовых сигналов и были созданы сигналы так называемого прожекюрного типа. У этих сигналов электрическая лампа установлена в фокусе эллиптического рефлектора, который посылает лучи света через дюймовый светофильтр, установленный в другом фокусе; далее световые лучи проходят через прозрачные линзы, создающие прямой пучок цветного света. Рабочий механизм такого сигнала представляет собой своеобразное поляризованное реле. Когда реле обесточено, на пути световых лучей находится красный светофильтр. При питании реле током одной полярности на пути света появляется желтый сиетофильтр, а при токе другой полярности — зеленый. Таким образом, одна оптика создает три стандартных показания (рис. 2).

Считая, что сигналом должно служить положение, а не цвет огней, Пенсильванская железная дорога создала и впервые установила в 1916 г. позиционный светофор, в котором ряд ламп одного янтарного цвета отображает положение крыла семафора. Различно расположенные ряды ламп, в каждый из которых входит средняя лампа, создают три, а иногда и четыре показания (рис. 3).

Совместив принципы позиционных и цветовых светофоров, железная дорога Балтимора — Огайо создала позиционно-цветовой светофор, в котором два красных огня, расположенных горизонтально, соответствуют запрещающему показанию и требуют остановки; два желтых огня, расположенных в верхнем правом квадранте под углом 45°, требуют уменьшения скорости, а два зеленых огня, расположенные вертикально, указывают, что путь свободен.

Два лунно-белых огня, расположенных под углом 45° в верхнем левом квадранте, требуют ограничения скорости и применяются на станционных сигналах, а также на сигналах автоблокировки, установленных на уклонах. Два лунно-белых опознавательных огня, расположенных один выше, другой ниже основного сигнала, дают дополнительные указания по скорости, допускаемой для установленного маршрута (рис. 4).

Мачтовые и карликовые сигналы. Обычно входные сигналы устанавливаются на мачтах справа от ограждаемого пути. При наличии нескольких параллельных путей со стандартными междупутьями сигналы можно устанавливать на сигнальном мостике над путями, при этом каждый сигнал располагается над правой рельсовой нитью ограждаемого пути.


Карликовый сигнал устанавливается на низком фундаменте или на очень короткой мачте. В прошлом такие сигналы применялись на централизованных станциях для маршрутов небольшой скорости на погрузочно-выгрузочных путях. Преимуществом карликовых сигналов является возможность установки их между путями при нормальных междупутьях без нарушения при этом габарита подвижного состава.

Таким образом, карликовые сигналы позволяют полностью использовать каждый путь в тех местах, где нельзя установить мачтовые сигналы и где затруднительна установка сигнальных мостиков. Кроме того, слишком большое количество сигналов, установленных над головой машиниста, создает менее четкую сигнальную карту, чем такое же количество сигналов, размещенных на земле, с установкой каждого сигнала справа от ограждаемого им пути. Эти причины и последующее усовершенствование светофоров привели к более широкому применению карликовых сигналов в качестве сигналов на централизованных станциях для регулирования движения по основным маршрутам (рис. 5).


Маршрутные указатели. Некоторые дороги для оповещения бригады прибывающего грузового поезда о пути приема применяют маршрутные указатели. Как правило, эти указатели представляют собой большой щит с лампами.

Горящие лампы маршрутного указателя образуют цифру или цифры, соответствующие положению управляющей рукоятки аппарата дежурного по станции.

Показания сигналов и их значения. Каждому показанию сигнала присвоено свое название и свое правило. Значение показания сигнала — это формулировка, разъясняющая машинисту, как вести поезд в соответствии с сигнальным показанием. Идеальный текст такой формулировки должен указывать машинисту на необходимые действия с момента, когда он увидел показание сигнала. Примером может служить правило 285; название «Тише»; положение сигнала — крыло семафора под углом 45J или желтый огонь; зна - чение — «Следуй с готовностью остановиться у следующего сигнала: поезд со скоростью, превышающей среднюю, должен немедленно замедлить ход до средней скорости»



Показания светофорных головок эквивалентны показаниям семафоров, поэтому в дальнейшем слово «крыло» применяется как к семафору, так и к светофорной головке. Кроме того, показания сигналов могут представляться и цветом, причем красный огонь соответствует горизонтальному положению крыла, желтый — положению под углом 45°, а зеленый — вертикальному положению крыла.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную