СИГНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Ассоциация американских железных дорог опубликовала в виде книг правила технической эксплуатации, правила по сигнализации и правила по устройствам СЦБ. Сюда включены таблицы с названиями, показаниями и значениями сигналов. Значительная часть сигнальных показаний с соответствующими значениями, изложенными в правилах, применяется почти на всех железных дорогах.

Показания сигналов в соответствии с правилами сигнализации, принятыми Ассоциацией американских железных дорог, их названия, значения и порядок применения приведены в табл. 1. На таблице сигналы показаны в виде семафоров с буквами К для красного огня, Ж—для желтого и 3—для зеленого.

Показания и значения сигналов для автоматической непрерывной локомотивной сигнализации соответствуют правилам 281, 282, 285 и 290.

В соответствии с нормами, установленными Комиссией междуштатных сообщений, каждая дорога обязана указать предельные значения ограниченной средней и малой скорости. Понятие «ограниченная скорость» определяется положением «Следуй с готовностью остановиться в любой момент, увидев поезд, препятствие или неправильно установленную стрелку, и наблюдай, нет ли впереди сломанного рельса».

Значение сигнальных показаний. Показания входного сигнала исключают действие положения о старшинстве поездов и права, определяемые расписанием. При показании на входном сигнале «Путь свободен» приближающийся к станции поезд может проследовать на станцию, но это разрешение действительно в пределах станционного участка, огражденного входным сигналом, если показание этого сигнала не увязано с состоянием перегона, находящегося за станцией. На участках, оборудованных блокировкой, централизованные входные сигналы могут разрешать движение поездов и на блок-участки, находящиеся за станцией.

При показании на входном сигнале «Стой» (правило 292) поезд не может проследовать этот сигнал без надлежащего разрешения, поэтому станционные сигналы считаются абсолютными.

Станционный сигнал распознается как абсолютный по отсутствию дощечки с номером, а также по вертикальному расположению светофорных головок или по специальным знакам. Если станционный сигнал неисправен и не может подать правильное показание, поезда могут следовать с ограниченной скоростью по ручным сигналам при условии, что машинист оповещен о создавшемся положении.

На линиях, оборудованных диспетчерской централизацией, сигналы блок-участков отменяют своими показаниями права, присвоенные расписанием или старшинством поездов, трен-ордеры в этих случаях не применяются. Эти сигналы являются абсолютными и поэтому, когда на таком сигнале появляется показание «Стой» в соответствии с правилом 292, то один из членов поездной бригады связывается по телефону с поездным диспетчером и выясняет причину задержки. Если сигнал неисправен и блок-участок свободен, поезд может следовать с ограниченной скоростью по выполнении определенных требований. Эти сигналы характеризуются отсутствием дощечек с номером, а на некоторых дорогах — специальным опознавательным знаком.

На однопутных линиях, оборудованных автоблокировкой, сигналы головного блок-участка, или, иначе говоря, выходные сигналы, являются абсолютными и если они находятся в положении «Стой», в соответствии с правилом 292, мимо них нельзя пройти без специального разрешения или без подачи сигналов флагами. В таких случаях кондуктор поезда обычно вызывает диспетчера по телефону, который находится возле сигнала, и если на блок-участке нет другого поезда, то диспетчер разрешает следование с ограниченной скоростью. Эти абсолютные сигналы характеризуются отсутствием дощечек с номерами или специальными опознавательными знаками.

В настоящее время принято на участках, где применяются светофоры, устанавливать на мачтах абсолютных сигналов щиток с буквой А, по контуру которого расположены отражательные элементы.

На однопутных железнодорожных линиях, оборудованных абсолютно разрешительной автоблокировкой, перегонные сигналы являются остановочно-разрешитель- ными сигналами. При самом ограничивающем показании такого сигнала «Стой, а затем следуй», соответствующему правилу 291, поезд должен остановиться, а затем по истечении установленного промежутка времени следовать с ограниченной скоростью и с готовностью остановиться, если встретятся такие препятствия, как поезд, неправильно установленная стрелка, сломанный рельс и т. п. На некоторых железных дорогах в таких случаях требуется, чтобы впереди поезда шел сигналист с флагом. На многопутных линиях, где каждый путь оборудован сигнализацией одностороннего действия, все сигналы автоблокировки являются остановочно-разрешительными и поезд, подошедший к сигналу с показанием «Стой, а затем следуй», согласно правилу 291, должен остановиться, а затем может следовать с ограниченной скоростью.

На многих железных дорогах значение показания сигнала «Стой, а затем следуй», согласно правилу 291, изменено для сигналов разрешительной автоблокировки, расположенных на тяжелых подъемах таким образом, что грузовые поезда могут проследовать красный огонь без остановки и продолжать движение по блок-участку с ограниченной скоростью. Такая же практика применяется некоторыми дорогами на участках, проходящих через города, где ненужные остановки поездов создают заторы на переездах или связаны с занятием остановочных платформ. На большинстве дорог такие изменения относятся как к пассажирским, так и к товарным поездам с повышенной весовой нормой.

Для указания об изменении значения показания сигнала под его сигнальной головкой обычно устанавливается опознавательный знак с буквой Т или G . Естественно, что на однопутной линии небезопасно ставить такие опознавательные знаки на сигналах встречных направлений. В таких случаях одна дорога пользуется красным диском с электрической лампочкой, которая зажигается только при следовании поезда в установленном направлении.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную