СТРЕЛКИ

В комплект стрелки входят следующие элементы: два остряка — правосторонних или левосторонних, в зависимости от ответвления стрелочного перевода от прямого пути вправо или влево; одна (или больше) стрелочная тяга для сохранения определенного расстояния между остряками в горизонтальной плоскости и устранения возможности их поднятия; подкладки и стрелочные подушки для поддержания остряков на должном возвышении по отношению к рамным рельсам, а также соединения с неподвижными или регулируемыми упорками для сохранения правильного положения рамных рельсов. Вкладыши корневого крепления для обеспечения плотного стыкового соединения в корне стрелки, клещевидные или передвижные серьги для соединения тяг с остряками и металлические предохранители для ног представляют собой дополни- гельные части стрелки.

Остряки. Остряки изготовляются из обычных рельсов одного типа с рельсами основного пути, обычно длиной 3 353, 5 029, 5 944, 6 706, 9 144 и 11 887 ми. Чертежи AREA для остряков каждой из указанных выше длин разработаны с подушками постоянной и переменной высоты. В первом случае возвышение остряка сохраняется до корневого стыка и постепенно сводится на нет на примыкающих рельсах прямого и ответвленного путей; во втором случае делается вертикальный изгиб остряка и возвышение кончается ранее корневого стыка (рис. 132).

Некоторые дороги имеют переводы марки 1/24 с остряками длиной 11 887 мм, предварительно изогнутыми; их ставят на переводах с большими скоростями, на входных стрелках двухпутных линий.

Стрелочные переводы и съезды AREA имеют преимущественно следующие сочетания стрелок с прямыми остряками и крестовин: стрелка с остряками длиной 3 353 мм — с крестовинами марок 1/5 и 1/6; стрелка с остряками длиной 5 029 мм — с крестовинами марок 1/7, 1/8, 1/9 и 1/10; стрелка с остряками длиной 6 706 мм — с крестовинами марок 1/11, 1/12 и 1/14 и стрелка с остряками длиной 9 144 мм — с крестовинами марок 1/15, 1/16, 1/18 и 1/20. Стрелки с кривыми остряками применяются преимущественно в следующих сочетаниях: стрелка с кривым остряком длиной 3 962 мм — с крестовинами марок 1/5, 1/6, 1/7 и 1/8; стрелка с кривым остряком длиной 5 944 мм — с крестовинами марок 1/9, 1/10, 1/11 и 1/12; стрелка с кривым остряком длиной 7 925 мм — с крестовинами марок 1/14, 1/15 и 1/16 и стрелка с кривым остряком длиной 11 887 мм — с крестовинами марок 1/18 и 1/20. На рис. 133 показаны стрелки с кривыми остряками длиной 11 887 и 7 925 мм.

Остряки обычно изготовляются из углеродистой стали, ин гда с наконечниками из легированной стали, и часто по экономическим соображениям применяется их термическая обработка.

Остряк имеет полное сечение в корне и сострагивается по подошве почти по всей длинен по головке со стороны рамного рельса приблизительно на половину своей длины; вертикальная строжка заостренного конца простирается почти на 2/6 длины остряка, в результате чего поверхность его головки снижается с 6,4 мм выше рамного рельса до 12,7 мм ниже его. Толщина острия стрелочного остряка равна 3,2 мм, причем имеется два метода боковой строжки остряка. Некоторые дороги делают строжку до толщины 6,4 мм в конце и затем снимают фаску, начиная от точки на расстоянии 610 мм от острия, давая в самом конце толщину 3,2 мм. Другие делают строжку до 3,2 мм в конце без снятия фаски. Самый конец имеет закругление по радиусу 38 мм.




Такая обработка дает практически целесообразную форму острию и предохраняет острие от удара колес с вертикально подрезанным гребнем предельной глубиной 25,4 мм ниже поверхности катания. Полученное таким образом острие называется практическим острием, в то время как теоретическая точка, где пересекаются продолженные рабочие грани рамного рельса и остряка, называется математическим острием. Эта точка определяет место изгиба рамного рельса, необходимого для того, чтобы обеспечить плотное соприкасание остряка с рамным рельсом на всем протяжении острожки.

Остряки типа Самсон. Видоизменение обычного типа остряка представляют собой остряки типа Самсон, которые расположены частично под рамным рельсом и поэтому могут быть сделаны более толстыми в острие. Головка рамного рельса подстрагивается под углом около 18°, что позволяет давать верхней части остряка форму перевернутого V. Этот остряк особенно желателен при тяжелых условиях работы и на кривых.

Стрелочные остряки, кроме того, иногда защищаются острожкой металла с боковой грани головки рамного рельса для образования углубления для остряков.

Изношенные и выкрошенные острия остряков могут быть восстановлены и служба их продолжена применением кислородно-ацетиленовой наплавки (рис. 134).

Наплывы на рамных рельсах и на остряках быстро удаляются двухколесной шлифовальной тележкой (рис. 135).

Не следует пользоваться при этом зубилом из-за опасности возможной порчи рельса. Острие предохраняется от поломки усилительной полосой толщиной 9,5 или 12,7 мм, которая располагается со стороны колеи вдоль шейки, а часто еще и с внутренней стороны, в особенности в длинных стрелках, уложенных на главных путях.

Некоторые дороги применяют усилительную полосу толщиной 32 мм со стороны колеи на остряках длиной 9 144 мм и более и во всех отжимных стрелках.

Корень остряка. Закрепленный конец острякового рель са, так называемый корень остряка, соединен с примы" кающим рельсом обыкновенным стандартным стыком обычно несколько измененным, чтобы избежать влияния на внутреннюю накладку со стороны примыкающего рельса или его стыка. Болты раньше ставились во втулках, чтобы обеспечить свободный поворот остряка. Отсюда определилась конструкция, состоящая из изогнутой накладки длиной 610 мм с одной стороны корня остряка и корневого вкладыша с другой стороны. Кроме того, явилась необходимость применить ступенчатый болт, который допускает свободное движение остряка в требуемых пределах и одновременно не допускает продольного его перемещения.

Между корнем остряка и его остроганной частью необходима постановка упоров для того, чтобы держать остряки в правильном положении во время прохода подвижного состава. Эти упоры представляют V-образные выступы с плоскими полосами для приклепки или приболчивания к остряку. Они ставятся на минимальной глубине 47,6 мм ниже путевого рельса и имеют ширину, определяемую их продольным положением. Некоторые дороги применяют вместо упора у корня остряка полосу 9,5 мм. на 50,8 мм, изогнутую таким образом, чтобы образовать ряд упоров, которые одновременно служат и для предохранения ног.

Остряки на роликах. Иногда перевод стрелки становится затруднительным при длинных остряках. В таких случаях часто применяются остряковые ролики для уменьшения сил трения. По одному способу ставится одиночный ролик, смонтированный на U-образном поддерживающем кронштейне, и швеллер, который соединяет оба остряка около середины их высоты и жестко держит их в определенном положении.

Верхняя часть U-образного кронштейна имеет горизонтальные полки для прикрепления к переводным брусьям при помощи шурупов. Кронштейн и ролик подвешены между брусьями около оси пути и поддерживают швеллер Когда стрелка пэреводится, швеллер движется по ролику, высота которого может быть отрегулирована так, чтобы швеллер с остряками лежал точно на стрелочных подушках. Когда колесо проходит по остряку, нагруженный остряк слегка опускается и находится на подушках в нормальном положении.

Другой тип острякового ролика представляет ролик- каток на каждом остряке. Кронштейн, приболченный плотно к рамному рельсу, поддерживает многолистовую пружину, которая находится под рамным рельсом и остряком. Ролик, плотно прикрепленный к остряку при помощи при- болченного кронштейна, опирается на пружину, которая отрегулирована так, что при передвижении остряка около 80% его веса передается на ролик. Под действием веса колеса остряк и пружина опускаются и остряк лежит на подушках в нормальном положении.

Наконечники для остряков из легированной стали.

При очень большом износе острия остряков часто применяются марганцовистые или иные легированные стальные наконечники. Такие наконечники применяются или на одном или на обоих остряках, в зависимости от потребности. Для обыкновенных стрелок с прямыми остряками AREA рекомендует наконечники для остряков из марганцовистой стали следующих размеров: помимо выступающего конца длиной 254 мм, они должны иметь еще дополнительную длину в 559 ми для остряков длиной 3 353 мм, 813 мм для остряков длиной 5 029 и 6 706 нм и 1 067 мм для остряков длиной 9 144 мм. Для стрелок с кривыми остряками наконечники из марганцовистой стали делаются на 254 мм длиннее. По толщине они изменяются от 14,3 мм в острие до 25,4 мм на другом конце и имеют форму, обеспечивающую прилегание к пазухе нормального остряка со стороны рамного рельса. Верхняя часть остряков срезана совершенно для того, чтобы дать место приставкам из легированной стали в изнашиваемых концах остряков. Они приболчены к остряку и таким образом не только увеличивают продолжительность его службы благодаря повышенному сопротивлению износу, но и являются полосой усиления.

Остряки с твердой поверхностью. Другой способ увеличения срока службы стрелочных остряков состоит в том. что термической обработке до определенной твердости и глубины подвергают только их поверхности, оставляя нетронутыми остальную часть головки, шейку и подошву. Термический процесс тщательно контролируется и дает поверхность, способную противостоять динамическому воздействию и истиранию от подвижного состава.

Отжимные стрелки. Конструкция остряков для отжимных стрелок является более сложной и более мощной. Остряки усилены с двух сторон: со стороны колеи — усилительной полосой толщиной 31,8 мм и со стороны рамного рельса — полосой толщиной 12,7 мм, причем обе полосы приболчены к острякам, а не приклепаны. У острия остряков имеется от двух до четырех дополнительных сквозных полос, и большая часть стрелочных подушек поставлена измененной конструкции, при которой можно ставить регулируемые башмаки; башмаки приклепаны к этим подушкам и служат для точной установки колеи по шаблону.Стрелочные тяги имеют толщину 31,8 мм и соединяются с клещевидными или передвижными серьгами толщиной не менее 25.4 мм. Важным требованием является постановка противоугонов на путях, примыкающих к отжимным стрелкам.


Отжимные стрелки позволяют проходить их пошерстно со взрезом без повреждения каких-либо частей стрелки. Они имеют механизм, который задерживает обратное передвижение и прижатие остряков после прохода поезда. Такой прибор состоит из тяжелого чугунного цилиндра, в котором помещены сильная пружина и два поршня в муфте, причем все это устройство погружено в масло. Такая конструкция позволяет колесам состава силой перевести остряки, замедляет возвращение их в нормальное положение после прохода последних колес состава и не допускает ударов и сильного износа. Механизм прикреплен к стрелочной тяге № 1 и переводному станку так же, как соединительная тяга, и в таком состоянии он действует, если стрелка переводится вручную. Более подробные сведения по отжимным стрелкам — по наблюдению за ними, управлению и уходу, приведены в главе XIX «Стрелочные станки» в разделе втором и в главе VII «Отжимные стрелки» в разделе шестом.

Стрелочные тяги. Расстояние между рабочими гранями остряков у первой стрелочной тяги менее ширины колеи на величину шага стрелочного перевода, который обычно бывает не менее 89 и не более 133 мм и стандартизирован AREA величиной в 121 мм. При этом расстояние в свету между рамным рельсом и отведенным остряком является достаточным для того, чтобы колеса не ударяли в этот остряк, когда состав проходит по прижатому остряку. Правильное расстояние между остряками, необходимое для нормальной работы стрелки, поддерживается стрелочными тягами, соединенными с остряками серьгами. Стрелочные тяги, когда они присоединяются посредством клещевидных серег, бывают обычно прямоугольного сечения 63.5 х 25,4 мм или 63,5 X 31,8 мм, или имеют две короткие части, приклепанные к ним, с вилками для соединения с передвижными или эксцентриковыми регулируемыми серьгами.

Головная тяга, так называемая тяга № 1, настолько длинна, что проходит под обоими рамными рельсами; благодаря этому она является приспособлением против поднятия остряков вверх и обеспечивает возможность прикрепления к вилке соединительной тяги с любого конца. По стандарту AREA ее длина — 2 057 мм, по другим стандартам она бывает длиной 1 829 мм. Тяги, следующие за головной тягой, т. е. тяги № 2, 3, 4 и 5, бывают длиной 1 219 мм, если они не являются приспособлением против поднятия остряков, и 1 727 мм, если они являются таковыми. Тяга № 1 обычно располагается на расстоянии 305 мм от острия остряка в сторону корня и может быть подвинута назад еще на 127 или 152 мм, чтобы обеспечить большее пространство для постановки передней тяги, необходимой в центра лизованной стрелке. Переводная тяга подробно описана в главе XIX «Стрелочные станки».

Передняя тяга прикреплена специальными уголками к концу остряка для замыкания стрелки; у нее имеется замыкатель, которым стрелка может быть замкнута в том или ином положении. Передняя и головная тяги расположены с противоположных сторон переднего бруса, и обе они имеют назначением обеспечивать возможность перевода острия как в стрелке, так и в крестовине с подвижными сердечниками.

Стрелочные переводы на участках автоблокировки должны быть изолированы, для чего сквозные полось и стрелочные тяги должны состоять из двух частей, разделенных изолирующим материалом, обычно вулканизированной фиброй. Стрелочные полуполосы сболчены и образуют стык впритык, а стрелочные полутяги соединены стыком внахлестку, причем ставятся изолирующие фибровые прокладки, втулки и шайбы.

Сырость нарушает изоляцию и вредит ей; поэтому снег и лед в местах изоляции необходимо удалять. Соль для таяния льда на стрелках имеет тоже вредное влияние при соприкасании с изоляционной фиброй. Если переводная тяга соединена с серединой изолированной стрелочной тяги, она тоже должна быть изолирована.

Стрелочные серьги. Стрелочные тяги прикрепляются к рельсам с помощью серег. Обычно серьга прикрепляется к шейке остряка и соединяется со стрелочной тягой при помощи пропущенного через нее болта. Один тип серег имеет наконечник U-образной формы, обхватывающий тягу сверху и снизу; вертикальный болт с гайкой и шплинтом проходит через тягу и обе щеки серьги, соединяя их между собой. Этот тип называется клещевидным в отличие от часто встречающихся передвижных и эксцентриковых серег. В одном типе такой серьги регулировка осуществляется через ряд отверстий в серьге, расположенных не вполне под прямым углом к оси тяги. Прикрепление тяги к надлежащей паре отверстий создает возможность регулировки.

Передвижная серьга имеет плоскую часть с отверстиями по линии, идущей не вполне под прямым углом к оси стрелочной тяги, и серьга соединена с тягой посредством вертикального болта со шплинтом сверху. Как в клещевидной, так и в передвижной серьге отверстия, расположенные на различных расстояниях от оси тяги, допускают регулировку длины в пределах от 3,2 до 12,7 мм при перестановке болта из одного отверстия в другое. Эксцентриковая серьга отличается от передвижной серьги в основном наличием эксцентриковой шайбы для регулировки; эта шайба расположена между основанием серьги и верхней закрепляющей полосой и при повороте ставит серьгу в положение, соответствующее оси стрелочной тяги. Винтовое приспособление для регулировки длины тяги состоит в том, что тяга делается из двух частей, из которых более короткая оканчивается винтом, соответствующим вкутренней нарезке в длинной части тяги с контргайкой для сохранения требуемой длины. Регулировку при клещевидных серьгах для слишком коротких тяг можно осуществлять при помощи контргайки или шайбы между серьгой и остряком.

Патентованная конструкция передних и дополнительных стрелочных тяг представляет собой шарнирное соединение между серьгой и тягой, которое допускает легкий перевод стрелки без напряжений в соединениях, причем остряки плотно прижимаются к рамным рельсам. Между остряками и привалочными плоскостями сережек помещены регулирующие втулки так, что болты серьги могут быть затянуты до отказа без ухудшения шарнирных свойств соединений.

Упорки. В настоящее время вместо нерегулируемых упорок ставят регулируемые, потому что они могут выправить неправильность в прокатке рамных рельсов. Упорки играют большую роль в укладке стрелки, так как единственным направляющим устройством со стороны рабочей грани рамного рельса на всей длине остряка являются подушки высотой 6,4 мм на стрелочных подкладках; поэтому упорка, которая зажимает и держит рамный рельс с наружной стороны, чрезвычайно важна. Регулируемые упорки в централизованных стрелках являются средством для прочной установки рамного рельса, при которой остряк примыкает к нему плотно и сигнализация работает правильно при запертом положении остряка.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную