ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ AREA НА ШПАЛЫ

А. Материал

1. Породы леса. Прежде чем приступить к заготовке шпал, заготовитель должен совместно с заказчиком выбрать для этого породы леса из числа перечисленных ниже пригодных для шпал пород деревьев.


Прочие породы не допускаются, если только это специально не оговорено в заказе.

Б. Физические свойства

2. Общие требования. Помимо перечисленных ниже, шпалы не должны иметь дефектов, которые могут снизить их прочность или срок службы, например таких, как гниль, большие продольные трещины, морозобойные трещины, косослойность и большие или многочисленные суши.

3. Сопротивление износу. ВГ>хняя четверть сечения шпал из хвойных пород леса должна состоять целиком из плотной древесины, так, чтобы на 1 дюйм длины оадиуса, проведенного от сердцевины в любом направлении, приходилось шесть годичных колец или более.

4. Стойкость древесины против гниения. В непропитанных шпалах в пределах сечений, отстоящих на 50—100 см от середины шпалы, заболонь должна составлять не более г/4 ширины верхней постели шпалы. Такие шпалы называются ядровыми, а имеющие больший процент заболони принято называть заболон- ными.

В. Типы шпал

1. Размеры шпал . а) До начала заготовки шпал заготовитель должен установить требования заказчика в отношении длины и сечения шпалы, а также требуются ли отесанные или опиленные шпалы и чистообрезные или допускаются шпалы с обливами по бокам.

б) За исключением особо оговоренных случаев шпалы должны иметь длину 2,44; 2,59 и 2,74 м.

в) За исключением особо оговоренных случаев шпалы в сечениях, отстоящих на 50 и 100 см от середины, должны иметь следующие размеры в см:


Г. Заготовка шпал

Исключая особо оговоренные случаи, шпалы должны быть прямые, иметь гладко затесанные или опиленные верхнюю и нижнюю постели, параллельные друг другу, кора должна быть полностью очищена.

1. Место приемки. Дорога может принимать шпалы в любом удобном для нее месте как в пунктах погрузки, так и в пунктах назначения. Шпалы можно принимать также и не на территории дороги, если количество шпал настолько велико, что, по мнению дороги, это целесообразно; однако в этом случае поставщик обязан оплатить расходы приемщика дороги и покрыть издержки дороги по доставке приемщика в сторону от железнодорожных или пароходных линий и обеспечить доставку его в оба конца от железнодорожной станции или пароходной пристани.

2. Приемка. Инспектор обязан тщательно осмотреть верхнюю и нижнюю постели, бока и торцы каждой шпалы. Оценка каждой шпалы дается индивидуально, независимо от оценки остальных шпал в том же штабеле. Шпалы, сплавленные россыпью или в плотах и слишком грязные для возможности полного осмотра, бракуются. Шпалы, поднятые лесотаской, перевертываются для осмотра за счет поставщика.

3. Гниль. Допускается наличие следующих признаков гниения: в кедровых и кипарисовых шпалах—трубчатая и пористая гниль и серянки глубиной соответственно указанной для углублений; в каштановых шпалах глубина ходов жуков-лубоедов не должна превышать 6 мм. Синева не считается гнилью и допускается во всякой древесине.

4. Углубления (засмолки, прорости и ройки). Не допускаются большие углубления в пределах сечений от 50 до 100 см от середины шпалы.

Большим углублением другого происхождения, чем вызванное трубчатой или пористой гнилью в кедровых шпалах, считается углубление более 12 мм в диаметре и 75 мм глубиной или более, если оно занимает по ширине одну четверть стороны шпалы. Кедровые шпалы с трубчатой и пористой гнилью диаметром более 38 мм и глубиной более 381 мм бракуются. Суммарное вредное действие нескольких углублений, при некотором определенном их количестве, можно приравнять действию одного большого углубления. Такие углубления могут образоваться при заготовке шпал.

5. Сучковатость. Большие сучки диаметром, превышающим ширины поверхности, на которой они образовались, допускаются только за пределами сечений шпалы, отстоящих на 50— 100 см от середины. Суммарное вредное действие нескольких сучков, при некотором определенном количестве их, можно приравнять действию одного большого сучка.

6. Метик и ветренница. Допускается одна длиной не более1/3 ширины шпалы.

7. Морозобойные трещины. Допускается одна не более 13 см длиной при условии применения надлежащих приспособлений для предупреждения дальнейшего растрескивания.

8. Косослой. За исключением древесных пород с переплетающимися волокнами; косослой более чем в отношении 1 к 15 не допускается.

9. Обработка шпал, а) Шпала считается прямой в горизонтальной плоскости, если прямая линия, проведенная вдоль верхней постели шпалы между серединами торцов, проходит целиком в пределах шпалы, а в вертикальной плоскости, если прямая линия, проведенная вдоль одной из боковых поверхностей шпалы также между серединами торцов, нигде не отходит более чем на 5 см. от верхней и нижней постелей шпалы.

б) Шпала считается плохо отесанной или опиленной, если ее постели обработаны с царапинами глубиной более 12 мм или если обе постели обработаны не гладко.

в) Считают, что параллельность верхней и нижней постелей шпалы соблюдена, если разница в толщине шпалы по краям и у торцов не превышает 1 2 мм.

10. Размеры шпал, а) Установленные техническими условиями длина, толщина и ширина каждого типа шпал являются минимальными. Шпалы, имеющие один из размеров на 25 мм больше указанных для данного типа, бракуются.

б) Толщина и ширина шпалы измеряются в сечениях, отстоящих на 50—100 см от середины шпалы. Измерение ширины шпалы производится по верхней постели, как по более узкой, илн по постели, не содержащей ядровой древесины, если ширина верхней и нижней постелей одинаковая.

Д. Приемка шпал

1. На территории дороги. Шпалы, доставленные для приемки на территорию железной дороги, должны быть уложены в штабеля на подходящем месте не ближе чем в 3,0 м от ближайшего рельса любого пути, но не около переездов и не в таких местах, где они могут закрывать видимость пути машинисту или людям, приближающимся к пути. Шпалы укладывают в штабеля рядами, последовательно по две и семь шпал в ряду, причем в нижний ряд кладут две шпалы, приподнимая их не менее чем на 15 см над поверхностью земли. Следующий ряд кладут из 7 шпал поперек шпал первого ряда. При чистообрезных шпалах две крайние шпалы в рядах из семи шпал и обе шпалы в рядах из двух шпал укладывают на ребро. Шпалы в рядах из двух шпал укладывают под концы шпал в рядах из семи шпал. Запрещается выкладка штабелей более чем из 12 рядов шпал. Между штабелями должен оставаться проход шириной не менее 1,50 м для удобства осмотра шпал. Шпалы, которые стояли торцами на земле, бракуются. .

2. Браковка. Все шпалы до приемки их дорогой находятся на ответственности поставщика. Все бракованные шпалы должны быть убраны в месячный срок после приемки.

3. Сортировка шпал. При укладке в штабеля шпалы должны быть подобраны по сортам, как указано ниже. Разрешается укладка в один штабель только шпал, изготовленных из пород леса, поименованных в одной группе допускается укладка непропитанных (untreated)



Сахарный клен Серебристый клен Заболонь шелковицы Тополь

Заболонь американского лавра Чинар

Американский орех

6. Погрузка. Шпалы, транспортируемые в вагонах или на баржах,должны быть рассортированы соответственно с приведенными выше группами пород деревьев, а также по типам, если приемка была произведена до погрузки, или так, как это указано в договоре или приложениях к нему.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную