ТИПОВЫЕ ПРОФИЛИ БАЛЛАСТНОЙ ПРИЗМЫ

Большинство участков пути за время своего длительного существования несколько раз подвергалось балластировке различными балластами, при этом первоначальный балласт мог быть заменен или покрыт несколькими слоями нового балласта. Покрытие чистым балластом старого вызывается тем, что старый балласт теряет свои основные свойства. Опытные путейцы указывают, что значительная часть старого балласта смешивается с грунтами земляного полотна и теряет свои ценные свойства (однородность и др.). Это было также отмечено Междуштатной комиссией, которая считает балластом только верхний слой толщиной максимально в 75 см от поверхности шпал, а залегающие ниже слои относит к земляному полотну.

Толщина и ширина балластной призмы не одинаковы для всех дорог. Некоторые дороги в зависимости от грузонапряженности установили собственные типовые профили для балластной призмы. Однако обычно принимают три основных типовых профиля балластной призмы: профиль (щебень из твердых и мягких пород камня, гравий, шлак и т. д.) и характера постели, на которую укладывается балласт (скальное основание, проезжая часть мостов и т. п.).

До сих пор нет единого мнения о величине плеч балластной призмы. Широко распространено мнение о том, что для магистральных линий, профиль для второстепенных линий и профиль для веток. От этих типовых профилей могут быть отклонения, зависящие от свойств балласта эти плечи обеспечивают значительную устойчивость пути, создавая сопротивление его движению в поперечном направлении. Поэтому в большинстве типовых профилей балластной призмы предусмотрены плечи шириной от 15 до 30 см на уровне 5 см ниже поверхности шпал. Однако некоторые дороги предусматривают откос призмы от торцов шпал и начинают его с уровня 5 см ниже поверхности шпал.






На рис. 50 и 51 показаны одобренные в 1953 г. AREA типовые профили балластной призмы для однопутных и многопутных прямых участков пути.

Толщина балластной призмы зависит от местных особенностей каждой дороги или района ее расположения. В отдельных случаях может оказаться необходимым толщину балластной призмы принимать больше максимальной толщины, показанной в табл. 4—7.


Уплотнение — осадка балласта. Балласт за время после погрузки в вагоны и доставки к месту укладки в путь сильно уплотняется. По справочнику AREA сортированный гравий и щебень из камня и доменного шлака уплотняется в пределах 12—15% и карьерный гравий ¦— от 8 до 20%.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную