ТОННЕЛИПрофиль и план. Технические условия на сооружение. Вентиляция. Обделка. Эксплуатация и ремонт В Соединенных Штатах имеется более 1 500 железнодорожных тоннелей общей длиной около 515 км. Длина самого короткого из них — 9,1 м, самого длинного — 12,5 км. В США и Канаде имеется около 430 железнодорожных тоннелей длиной 305 м и более, в том числе 10 длиной 3 050 м и более. ![]() К сооружению тоннеля прибегают обычно лишь в тех случаях, когда стоимость открытой выемки чрезмерно высока или другие варианты нецелесообразны (рис. 37). Достоинством тоннеля является то, что он обычно дает возможность проложить кратчайшую трассу к намеченной цели, которая иначе может быть достигнута лишь со значительным развитием линии. Последнее связано с серьезными затруднениями для эксплуатации (крутые кривые, тяжелые подъемы) и для строительства (пересечения водотоков). Однако тоннелям присущ и ряд важных недостатков: их габариты стесняют движение; при наличии тоннелей возникают вопросы вентиляции, водоотвода, проскальзывания колес подвижного состава, коррозии рельсовых скреплений; содержание пути в тоннелях связано с затруднениями. Поэтому в некоторых случаях оказывается выгодным превратить тоннель в открытую выемку, разобрав свод. Часто такое переустройство может быть оправдано значительным снижением стоимости механизированных земляных работ в настоящее время, по сравнению с тем периодом, когда сооружались старые тоннели. При сооружении тоннелей часто приходится считаться с неизвестными геологическими условиями. В настоящее время установились определенные принципы сооружения тоннелей, которые касаются не только методов строительства и его стоимости, но также и будущей эксплуатации. Наиболее важные из них следующие: 1) в скальных грунтах надо избегать пересечения плоскостей сброса; известны случаи, когда при землетрясениях тоннели в подобных геологических условиях оказывались разделенными на две части, смещенные относительно оси; 2) величину уклона в тоннеле следует назначать в результате тщательного изучения его целесообразности и экономичности; 3) следует предусмотреть достаточный запас в длине тоннеля; 4) вопросы водоотвода должны быть тщательно разработаны в проекте; 5) необходимо устроить хороший путь; 6) если предварительное изучение указывает на возможность неблагоприятных условий задымленности и загазованности, необходимо предусмотреть увеличение площади поперечного сечения тоннеля; для всех тоннелей, длина которых превышает 765 м, должна быть предусмотрена искусственная вентиляция; 7) следует, по возможности, избегать любого закругления или уклона, нарушающего линию видимости между порталами. Профиль и план. Нежелательность применения в тоннелях крутых уклонов общепризнана. В Северной Америке в 74% тоннелей длиной от 305 м и более уклоны не превосходят Ю%0, в том числе 2% тоннелей расположены на площадках. В 23% тоннелей уклоны имеют Ееличину от 10 до20%0 и лишь 3% тоннелей, находящихся на дорогах Запада в горных условиях, расположены на уклонах более 20%о. Целесообразность пологих уклонов объясняется следующими соображениями: 1) сажа и конденсирующаяся влага, собирающиеся на рельсе, затрудняют тягу локомотива в тоннеле; крутые подъемы требуют при этом интенсивной работы песочниц, что способствует загрязнению балласта, препятствует отводу воды и повышает эксплуатационные расходы; 2) значительные подъемы требуют форсированной работы локомотива, что приводит к накоплению горячих газов, опасных для поездных бригад и живности, перевозимой в вагонах; 3) крутые уклоны в малых тоннелях являются источником потери скорости поездами и сопровождающего их ущерба; 4) трудность в последующем изменении уклона в тоннеле часто приводит к тому, что тоннель лимитирует пропускную способность линии, не давая возможности осуществить на ней смягчение профиля; 5) вследствие затруднительности содержания пути в тоннеле сопротивление движению поезда часто оказывается больше, чем на открытом участке с таким же уклоном; 6) при ограниченной величине отверстия возрастает лобовое сопротивление воздуха движению поезда, особенно при движении его навстречу вентиляционному потоку. Желательно располагать тоннели на прямых. Такому расположению присущи следующие достоинства: 1) улучшается видимость для машиниста, что способствует повышению безопасности движения поездов; 2) облегчается вентиляция; 3) не требуется компенсации кривизны соответствующим уменьшением уклона; 4) облегчается содержание пути и улучшается его качество. ![]() Вентиляция. Одной из важных проблем эксплуатации тоннелей является проблема вентиляции. Многие из эксплуатируемых в настоящее время тоннелей были построены в то время, когда обращались локомотивы со значительно меньшими габаритами, чем современные. С ростом размеров подвижного состава уменьшился свободный зазор в тоннеле при проходе поезда, что препятствует удалению дыма и газов, повышая их концентрацию. Количество выделяемого дыма и газов также увеличилось в результате увеличения веса поездов и повышения мощности локомотивов. Исследования, проведенные при проходе поездов, показали, что наиболее вероятно появление в тоннеле окиси углерода, углекислоты и сернистого газа. В выхлопных газах тепловозов обычно содержатся окислы азота. Помимо дыма и газов, нежелательны также сырость и высокая температура в тоннеле. Удовлетворительная работа вентиляции, особенно при длине тоннеля больше 305 м, связана со многими сложными факторами. Много однопутных тоннелей длиной более 1 200 м работают удовлетворительно без искусственной вентиляции. Вентиляция с помощью шахт, как правило, неудовлетворительна; в современных конструкциях этот метод практически не применяется, хотя существует несколько сравнительно коротких тоннелей, где такая вентиляция удовлетворительно выполняет свое назначение. ![]() Наиболее целесообразно применение для рассматриваемой цели электрических вентиляторов (рис. 38). Обычно создают поток воздуха, движущийся от одного конца тоннеля к другому. Направление этого потока может совпадать с направлением движения поезда, вынося газы и дым вперед локомотива. В других случаях струю воздуха направляют навстречу движущемуся поезду. Для включения вентиляции применяют различные методы, в том числе реле, срабатывающие от замыкания рельсовой цепи при приближении поезда и от размыкания ее после его удаления. Применяют также систему дистанционного включения вентиляции с блок-постов или станций Обделка тоннелей. Из общего количества 430 тоннелей большой длины, находящихся в эксплуатации, около 40% имеют бетонную обделку, 20% — каменную, кирпичную или из камня и кирпича, 12% —деревянную, 20% — из комбинации указанных выше материалов и 8% тоннелей обделки не имеют. В настоящее время для замены обделки старых тоннелей и устройства ее в новых, как правило, применяют бетон или железобетон. Применяют для этой цели также торкрет, который иногда наносят по арматуре или по металлическим листам. Каменную и кирпичную тоннельные обделки в США и Канаде практически уже не применяют вследствие их высокой стоимости и отсутствия квалифицированных каменотесов. Легкая приспособляемость бетона к любым условиям строительства, его сравнительно низкая строительная стоимость и небольшие расходы на содержание привели к широкому применению бетонных обделок. Для бетонирования применяют подвижную опалубку и бетононасосы. Железобетонную обделку устраивают в тех случаях, когда имеет место высокое горное давление, вообще же говоря, удобнее применять для обделок бетон, в связи с тем, что его легче укладывать в формы. Для размещения арматуры (рис. 39) и нормальной ее работы толщину обделки приходится увеличивать. Одним из недостатков железобетонной обделки является ржавление арматуры вследствие просачивания воды, с последующим появлением трещин в бетоне. В некоторых старых тоннелях заметны повреждения бетонной обделки свода. Этот дефект объяснялся низким качеством бетона и вредным действием сернистого газа, содержащегося в паровозном дыме. Увеличение сечения тоннеля и повышение плотности бетона значительно улучшили положение. Торкрет представляет собой хороший материал для тоннельной обделки. Его можно наносить непосредственно на скалу, он служит защитным слоем для листов металлической обделки, а также употребляется для замены или ремонта повреждений обделки из бетона или кирпича. При условии хорошего ухода во время твердения торкрет оказывается предохраненным от появления в нем волосных трещин; при этом полностью проявляются его положительные свойства. В частности, благодаря высокой плотности торкрет-бетон хорошо сопротивляется действию сернистого газа. БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959. |
![]() |