ТОПЛИВНЫЕ НАСОСЫ

Центробежные насосы. Вследствие увеличения использования дизельных силовых установок и применения мазутов для паровых котлов перекачка вязких жидкостей по трубам может иногда представлять трудности Для этого применяются центробежные нагнетательные насосы различных типов. Однако необходимо предусмотреть подогрев вязких жидкостей до подачи их к насосу. В условиях холодного климата, а также в тех местах, где подогрев запаса нефтепродуктов в баках не практикуется, применяют насосы с паровой рубашкой. Дизельное топлизо обычно можно подавать без подогрева. Благодаря усовершенствованию конструкций и технологии изготовления центробежные насосы с внутренним движением рабочих органов особенно приемлемы в установках этого типа. Закаленные опорные поверхности, бронзовые вкладыши, большие диаметры валов, рабочих шестерен и малые числа оборотов неизмеримо увеличивают эффективную глубину подъема этими насосами. Однако при этом должен быть выбран первичный двигатель с достаточным числом оборотов, чтобы иметь резерв мощности для случаев работы при низких температурах и, следовательно, высокой вязкости жидкости.

Модификацией насоса центробежного типа, наиболее часто применяемой, является конструкция с регулируемыми лопатками. В этой конструкции лопаток оптимальный угол устанавливается под действием центробежной силы. Износу главным образом подвержены концы лопаток, которые автоматически выдвигаются по мере их износа и тем самым сохраняют первоначальную производительность насоса. Когда же лопатки окончательно срабатываются, их заменяют новыми и насос восстанавливает свою первоначальную производительность. Также доказано, что гидравлическое равновесие сохраняется, потому что поверхности лопаток находятся в постоянном контакте с водой без помпажа. При выполнении указанных условий в конструкции эксплуатация насосов требует минимальных мощностей, снижаются износы и удлиняются сроки службы насосов.

Этот насос сконструирован так, что если в результате перекачки коррозиеагрессивных жидкостей или жидкостей, содержащих абразивы средней величины, внутренний износ понижает коэффициент полезного действия насоса, то может быть легко установлена другая втулка (гильза) вместо установки нового насоса.

Другой тип объемного нагнетательного насоса состоит из ротора, подвешенного в сферическом корпусе (без шестерен, лопаток, углубления, клапанов, пружин, кулачков или шайб и без возвратно-поступательно движущихся или скользящих частей). На работу насоса не оказывает влияния контакт ротора с корпусом насоса. Доказательством этого является то, что естественное напорное действие ротора обеспечивает нагнетание жидкости из насосной камеры непосредственно в направлении течения жидкости. Этот процесс не зависит от силы тяжести, центробежных сил или сил трения с корпусом. Производственники доказывают, что этот тип насоса является непревзойденным по удельному показателю (производительность в л/мин на 1 кг веса насоса) и фактически является наименьшим насосом, изготовляемым в диапазоне этих производительностей и чисел оборотов.

Центробежные насосы для перекачки дизельного топлива и масел обычно приводятся в движение электрическим двигателем. Правила некоторых железных дорог предусматривают, чтобы эти двигатели и пусковое оборудование были полностью изолированы и пожаробезопасны. Эти требования считаются очевидными с точки зрения предупреждения взрывов и пожаров.

Насосы могут применяться с различными типами привода, из которых наиболее простым является редуктор- ный механизм с одним или двумя комплектами шестерен, соответственно расположенных, с различными передаточными отношениями и могут изменять число оборотов насоса с соответствующим изменением производительности его при неизменном числе оборотов электродвигателя.

Редуктор работает в масляной ванне. Для меньшей производительности применяются насосы с трапецеидальной ременной передачей. Этот тип насосной установки поставляется комплектно с насосом, ременной передачей и ее ограждением, укрепляемым на станине в месте установки двигателя. Также применяются насосы с непосредственным соединением их с двигателем. Однако этот тип обычно строится для небольшой производительности и используется на железных дорогах редко, за исключением возможной перекачки охлаждающих жидкостей для цеховых и других нужд.

Большинство центробежных насосов может быть оборудовано байпасными клапанами, которые позволяют перепускать часть нагнетаемой жидкости. Поскольку насосы являются объемными нагнетателями, подающими постоянное количество жидкости в течение всего времени такое устройство является необходимым, особенно когда применяют один или несколько насосов для подачи дизельного топлива к местам экипировки локомотивов. Большая производительность необходима, когда одновременно открыто несколько выходных отверстий для экипировки топливом. Однако могут быть случаи, когда используется только одно выходное отверстие, но насос будет подавать намного большее количество топлива, чем это необходимо. При таких обстоятельствах, если не применить байпасные клапаны, насос будет работать с перегрузкой, что может послужить причиной перегрева насоса и в некоторых случаях привести к разрушению подшипников.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную