ТРУБЫ

Керамические, чугунные, бетонные круглые трубы и трубы из волнистого железа. Другие типы. Методы сооружения. Оголовки

Трубами называются искусственные сооружения малого отверстия, служащие для пропуска под железнодорожной или автодорожной насыпью малых потоков, ливневых вод, а в некоторых случаях — прохода пешеходов и прогона скота. В зависимости от формы сечения трубы разделяются на круглые, прямоугольные и арочные.

В прошлом применение труб, как правило, ограничивалось пропуском очень малых водных потоков; в других случаях строились малые мосты. В дальнейшем, с применением одноочковых и многоочковых труб больших отверстий, четкая граница между условиями, которые требуют применения того или иного вида сооружений, сгладилась.

Выгодность труб и их низкая строительная стоимость способствовали широкому внедрению их в практику. Эксплуатационные расходы для труб сравнительно невысоки; трубы легко поддаются удлинению в случае необходимости уширить насыпь; при разборке некоторых типов труб стоимость старого, еще годного материала оказывается высокой, особенно при небольших высотах насыпи.

Возможность замены мостов трубами привлекает постоянное внимание. Дороги заинтересованы в сокращении числа и протяженности мостов, особенно на главных линиях с высокими скоростями движения поездов. Часто возникает гозможность уменьшения длины мостов, путем засыпки отверстия, в результате изменения местных условий (устройство дренажных канав, изменения прав земельных собственников и др.). Однако обычно необходимо бывает оставить в насыпи отверстие в виде трубы для пропуска воды или для устройства скотопрогона.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную