УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ИЛИ ДАВЛЕНИЕ

Возможно применение для той же цели другого типа сепаратора, предназначенного специально для быстрого удаления масел из отходящей воды. Такие сепараторы применяются на большой протяженности сети железных дорог, где необходима быстрая очистка воды, стекающей от различных обустройств тепловозных депо и устройств для обслуживания тепловозов. Эти сепараторы изготовляются для различной производительности от 450 л/мин до любой производительности, которая может потребоваться для данных условий. Сепаратор выполняется из стали при малой производительности и из бетона или стали при большой производительности. Сепаратор имеет внутренние отражательные перегородки; это оборудование позволяет производить ускоренную сепарацию масел.

Процесс сепарирования происходит или в струе воды под действием разности удельных весов, причем для этих условий работы оборудование устанавливается в бетонном колодце под землей, или в системе под давлением, которая монтируется над поверхностью земли. Система очистки, установленная над землей, может быть расположена на открытом воздухе (рис. 27) или в специальном здании в зависимости от климатических условий. Эта система предусматривает подачу сточной воды насосом из коллекторного бассейна через волновой бак, в котором снижается турбулентность потока, вызваьная насосом. Из волнового бака струя жидкости самотеком подается в сепаратор. Масла, которые удаляются в сепараторе, стекают под действием собственного веса в масляную камеру, расположенную ниже уровня воды в сепараторе, а затем по трубе небольшого диаметра — в бак для хранения масел довольно большой емкости, который размещен внизу сепаратора. Бак для хранения масел оборудован нефтемером, который визуально указывает количество масла в баке. На дне сепаратора смонтированы трубчатые распылители, используемые для периодической очистки сепаратора. При этом включается промывочный насос, который подает воду под высоким давлением через трубчатые распылители, что является причиной турбулизации движения потока для удаления всех осадков и отстоя. Эти осадки поступают в сливную яму, которая периодически очищается с помощью грязевого насоса. Отделенное масло откачивается из коллекторного бака в бак для хранения и последующего удаления или для применения с различной целью. Как и в других очистительных системах, рассчитанных на определенную производительность, так и в данном случае предусмотрен обходной путь воды для случаев сильных дождей.

Другой тип очистительного оборудования был установлен недавно на одной из наиболее важных конечных станций большой железной дороги. Эта очистительная система включает в себя комбинацию первичного осаждения частиц под действием собственного веса и последующую обработку воды химикатами для отделения и осаждения масел из тонких эмульсий.

Установка состоит в основном из устройств первичной очистки, в которых происходит отделение склонных к осаждению твердых частиц и всплывающих на поверхность воды масел, и последующей химической обработки для отделения тонких масел и тонких масляных эмульсий. Оборудование состоит из двух первичных отстойных резервуаров, резервуаров быстрого смешивания, двух резервуаров медленного смешивания, двух резервуаров вторичного осаждения, здания для насосного оборудования и лаборатории и сливных канав для удаления возможных продуктов очистки, образующихся при работе установки.


Основной принцип действия, применяющийся при эксплуатации данного очистительного устройства, заключается в следующем. Струя отходящей воды подается в очистительную установку самотеком и там вначале проходит над очистительным порогом, перед которым осаждаются наиболее крупные из взвешенных в воде частиц. Затем струя воды поступает в какой-либо один из двух первичных отстойных резервуаров, где выделяются из раствора легко осаждаемые, твердые частицы и всплывающие на поверхность воды масла, а также удаляются грязевидные осадки. Из первичных отстойных резервуаров поток воды проходит в резервуар быстрого смешения, где он тщательно смешивается с квасцами и известью, которые были поданы туда предварительно. После этого поток поступает во вторичные или окончательные отстойные резервуары, где задерживаются взвешенные в воде твердые очень мелкие частицы, а также масляные эмульсии. Окончательно поток поступает в соответствующую камеру, откуда он спускается в реку или подается в другие водостоки.

В описанных выше установках не было предпринято попыток утилизации масел, удаляемых из отходящей воды, и последние просто откачивались насосом вместе со шламом в одну из двух сливных канав, из которых находящийся сверху раствор может быть выкачан насосом обратно в очистительную установку для повторной обработки. Предполагается, что когда концентрация раствора в сливных канавах станет настолько высокой, что повторная очистка будет уже неэкономичной, то на определенное время вся вода из сливных канав откачивается насосом, а остающиеся жидкие и твердые масла поджигаются; после этого остатки твердых отходов очистки могут быть удалены.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную