ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ

Надлежащий выбор материалов для окраски имеет также весьма важное значение.

Отделка стальной поверхности должна удовлетворять ряду требований, зависящих от ее назначения. При выборе материалов для окраски необходимо сравнить различные индивидуальные свойства каждого из них, после чего составить мнение об их достоинствах.

Основные свойства. Значительную роль в оценке качеств различных покрытий играют лабораторные опыты и ускоренные испытания, имитирующие влияние атмосферных воздействий на окрашенные образцы. Однако окончательный выбор можно сделать на базе тщательного рассмотрения результатов длительного испытания образцов в реальных условиях работы.

Основными характеристиками грунтовки служат: непроницаемость для жидкостей и газов; 2) сопротивление коррозии и действию атмосферных агентов, независимо от защитного действия верхних слоев; 3) антикоррозийные свойства, проявляющиеся под верхними слоями; 4) сопротивление действию соленой воды и тумана; 5) достаточная клеющая способность и эластичность; 6) сопротивление истиранию; 7) достаточная укрывистость, качество расту- шовки и удобонаносимость; 8) гладкий, ровный розлив и выравнивание; 9) быстрое высыхание; 10) легкость перемешивания и устойчивость взвеси.

Промежуточные слои, наносимые по заводской грунтовке, и отделочные слои должны обладать, кроме перечисленных выше в пп. 1 и 5—10, следующими основными свойствами: 1) прочностью и долговечностью; 2) хорошим внешним видом и его сохранностью.

Важность пигментов для грунтовки твердо установлена; они должны замедлять корродирующее действие жидкости, проникшей к поверхности металла. Более того, грунтовочный слой должен обладать сопротивлением коррозии и воздействию атмосферных агентов, даже не будучи покрыт последующими слоями, так как часто во время монтажа он длительное время остается открытым. При отсутствии этих свойств грунтовки коррозия может появиться во время строительства, вследствие чего роль первоначальной подготовки будет потеряна и потребуется проводить очистку в полевых условиях.

Надлежащее сопротивление слоя краски действию соленой воды имеет важное значение; оно указывает на способность этого слоя противостоять необычным условиям, вызывающим коррозию.

Замедленное высыхание, особенно грунтовочного и промежуточного слоев, приводит к ряду недостатков. Сюда относятся: вероятность повреждения свежего слоя краски, накопления грязи и шлака, увеличение стоимости за счет необходимости длительного использования подмостей и удлинения срока окраски. Одним из выдающихся свойств новейших связующих, применяемых для окраски стальных конструкций, является их быстрое высыхание. Во многих случаях стоимость окраски значительно снижается за счет ускорения времени высыхания от нескольких дней до немногих часов. Краска просыхает, не собирая лишней грязи, до минимума сводится опасность неожиданных дождей во время высыхания, качество защитного слоя повышается в результате увеличения сопротивления истиранию.

Укрывистость и способность к растушовке вместе с удобонаносимостью являются важными факторами, оказывая существенное влияние на снижение стоимости работ и материалов. Важно, чтобы краска легко расплывалась и разравнивалась, образуя слой постоянной толщины и привлекательной внешности. Значение легкости перемешивания и устойчивости взвеси заключается в том, что стоимость работ, в числе прочих причин, зависит и от трудоемкости перемешивания материалов, а также включает в себя расходы на поддержание постоянства взвеси во время окраски.

Надлежащая клеющая способность, эластичность и сопротивление трению являются важными факторами, способствующими прочности и долговечности грунтовки и окраски. Отсутствие трещин в пленке краски ограничивает появление коррозии. Наоборот, при недостаточной клеющей способности и эластичности часто возникают трещины в слое окраски из-за неспособности его следовать за температурными деформациями металла. Слой краски, не сохраняющий эластичности, становится хрупким и теряет свои защитные свойства.

Срок службы слоя краски на металлических мостах и конструкциях изменяется в широких пределах в зависимости от климатических условий, загрязненности воздуха, от размеров и характера движения поездов. Так, продолжительность службы ненарушенной пленки краски составляет: у побережья Мексиканского залива — 2,5—3 года, в районах пустыни — 10—15 лет, в районах Среднего Запада —¦ 7—8 лет, на Атлантическом побережье—4—7 лет, в восточных областях — 4—8 лет.

Составные части красок. Основными элементами, из которых составлены краски для металлических конструкций, являются пигмент и связующее. Для облегчения окраски иногда, особенно в холодную погоду, применяют летучий разбавитель. Однако, полностью испаряясь из краски, он не отражается на ее качестве, если количество разбавителя не слишком велико, что может приводить к уменьшению толщины пленки.

Пигменты придают красочному составу определенный цвет и укрывистость, способствуют его долговечности и коррозиеустойчивости. Связующее склеивает частицы пигмента между собой и с окрашиваемой поверхностью.

Основными ингредиентами связующего всегда были масла и смолы. Для этого длительное время практически применяли только льняное масло, а также естественные и ископаемые смолы, добываемые из существующих и доисторических деревьев. Около 1900 г. начали применять тунговое масло для изготовления лаков и связующего для красок высокого качества. В 1908—1915 гг. были изучены и проклассифицированы антикоррозийные пигменты, разработан новый белый пигмент — литопон, внесены некоторые улучшения в другие пигменты. Несколько позже появились титановые пигменты и тимонокс.

В качестве связующего для красочных составов применяли различные синтетические смолы, растворяемые или смешиваемые с маслом. Однако потребовалась длительная исследовательская работа для выделения синтетических смол типа алкидных и глифталевых.

На базе смол этого типа приготовляют эмалевые краски, отличающиеся прочностью и быстротой высыхания. Свойства алкидных смол зависят от методов их изготовления и применяемых материалов.

Нефтяные составы. Новейшие невысыхающие защитные покрытия, изготовленные из нефтяных составов и веществ, препятствующих коррозии, предназначены не только для механической защиты поверхности, но также и для создания химического препятствия коррозии под пленкой. Пластическая консистенция такой обмазки создает возможность для действия антикоррозийного состава и способствует поддержанию тесного контакта с защищаемой поверхностью. Существует большое количество различных составов этого рода, приспособленных для работы в разных условиях, в том числе составы, которые в случае надобности могут быть легко удалены. Эти пластические покрытия, увлажняющие защищаемую поверхность на протяжении всего срока службы, характеризуются высоким сопротивлением химическим воздействиям, низкой водопоглощаемостью и химической стойкостью.

Металлизация. Металлизация представляет собой покрытие стальных поверхностей металлам и, почти не поддающимися коррозии, для создания эффективной и долговечной защиты от ржавления. Для этого металлическую проволоку расплавляют кислородными горелками и набрызгивают на защищаемую поверхность с помощью специальных пистолетов, снабженных резервуарами со сжатым воздухом.

Для металлизации стальных пролетных строений иногда применяют цинк. Стоимость оцинковки существующих пролетных строений сильно колеблется в зависимости от объема работ, необходимых для очистки металлизируемых поверхностей. При этом, помимо полного удаления всех следов старой краски с плоских поверхностей, ребер листов и заклепочных головок, необходимо тщательно очистить все места, пораженные ржавчиной, и сгладить оставшиеся раковины. В противном случае не удастся получить покрытие равномерной толщины и через короткий промежуток времени появятся пятна ржавчины вокруг заклепочных головок и на ребрах листов. Металлизация более применима для защиты новых стальных пролетных строений, имеющих мощные сечения и малое число соединительных элементов, что снижает до минимума стоимость работ по подготовке поверхностей.

БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную