ВЫРЕЗКА БАЛЛАСТА ИЗ ШПАЛЬНЫХ ЯЩИКОВ

После вырезки балласта из шпальных ящиков в процессе работ по замене загрязненного балласта на чистый путь имеет недостаточную устойчивость. Поэтому при таком состоянии пути должны предусматриваться следующие мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов: работы можно производить при температуре наружного воздуха, исключающей возможность выброса пути; ограничиваются скорости движения поездов; сокращаются промежутки времени нахождения пути с незасыпанными шпальными ящиками. Многие дороги предпочитают вырезать балласт из шпальных ящиков только в местах его особенно сильного загрязнения. Некоторые дороги производят вырезку балласта из шпальных ящиков после подъемки пути и немедленно после вырезки балласта заполняют ящики чистым балластом. Такой способ, однако, нельзя применять в тех местах, где этому препятствует габарит пути, например на подходах к мостам и тоннелям и в некоторых случаях на станциях.

Работа по вырезке загрязненного балласта из шпальных ящиков вручную очень трудоемка и утомительна вследствие того, что приходится вырезать балласт из узких шпальных ящиков, где работе очень мешают рельсы, а кроме того, балласт находится в уплотненном состоянии и требует предварительного разрыхления перед тем, как взять его на вилы или лопату. Для того чтобы ускорить и облегчить работы по вырезке балласта из шпальных ящиков и значительно уменьшить их стоимость, в настоящее время для производства этих работ начали применять большое количество различных типов машин, а также путевой струг.

Балластовыгребные машины для вырезки балласта из шпальных ящиков. На дорогах применяется несколько типов балластовыгребных машин для вырезки балласта из шпальных ящиков. В главе XIV «Смена рельсов» описана машина, которая вырезает балласт из шпальных ящиков только в пространстве между рельсами. Эта машина применяется при смене рельсов перед идущей впереди машиной по затеске шпал. В главе V «Очистка балласта» описана балластовыгребная машина, которая вырезает балласт из шпальных ящиков к середине пути, где балласт забирается щебнеочистительной машиной, очищается, а затем в чистом виде укладывается обратно в шпальные ящики. Две балластовыгребные машины, описание которых приводится ниже, применяются для вырезки балласта из шпальных ящиков и укладки вырезанного балласта на откосах балластной призмы или на междупутье.

Первая самоходная машина на рельсовом ходу с помощью рабочих наконечников, прикрепленных к свободно падающей головке шатуна, одновременно рыхлит балласт и выбрасывает его из шпальных ящиков за концы шпал для последующей его уборки или очистки. Свободно падающий шатун делает 34 хода в минуту. На машине имеется устройство для быстрого снятия ее с пути в сторону для освобождения перегона. Транспортная скорость машины 40,2 км/ч. По данным дорог, машина имеет производительность от 38 до 122 м пути в час в зависимости от плотности балласта.

Вторая самоходная балластовыгребная машина на рельсовом ходу имеет подвижную раму, на которой смонтирована скребковая бесконечная цепь. В процессе работ эта рама заходит в шпальный ящик со стороны концов шпал и затем проходит под рельсами до оси пути, вырезая балласт несколько ниже подошвы шпал. При вырезке балласта достигается одинаковый поперечный уклон срезанной поверхности в 45° от каждой шпалы по направлению к оси ящика. Ходовая часть машины, выгребающая цепь и насос высокого давления для гидравлического управления рамой приводятся в действие от бензинового двигателя. При работе обычно применяются две балластовыгребные машины, идущие одна вслед за другой: одна машина вырезает балласт с одной стороны пути от середины шпальных ящиков, а другая машина соответственно с другой стороны (рис. 33).

Самоходная машина с врубовым выгребным устройством на рельсовом ходу может вырезать балласт на глубину от нуля до 0,53 м ниже головки рельса. Машину можно применять для понижения пути или только для вырезки балласта из шпальных ящиков без понижения пути. На машине с каждой стороны установлен гидравлически управляемый врубовый бар длиной 1,8 м с цепью режущих зубьев, которая вращается в горизонтальной плоскости под путем. Вырезаемый балласт выбрасывается на обочину. Нормальная глубина вырезки под шпалами не меньше 13 см. Но на машине имеются домкраты для подъемки путевой решетки с целью уменьшения глубины вырезки до желаемой величины.


Балластовыгребной плуг имеет длину от 4,6 до 6,4 м и ширину от 2,7 до 4,0 м. Плуг заводится под шпальную решетку и протягивается под ней локомотивом с помощью троса, прикрепленного к подвижным опорам, смонтированным на тележке. Плуг имеет три V-образных режущих выступа ниже металлической плиты, в которой перед этими выступами расположены большие отверстия. В случаях, когда балласт в ящиках сильно уплотнился и не проваливается вниз, он разрыхляется посредством навесного рыхлительного устройства на тележке. Разрыхленный балласт падает через указанные отверстия в плите и плугом отбрасывается в стороны. Балластовыгребной плуг протаскивается вдоль пути под шпалами со скоростью от 2,5 до 6,5 км/ч.

Прицепной раскирковщик применяется для раскирковки и разрушения битумных покрытий или очень плотного балласта на переездах. Раскирковщик, установленный на передней части дозировочной машины, имеет лебедку с тросом, закрепленным к этой машине, и представляет собой цилиндр с рыхлительными зубьями, который с помощью троса от лебедки протаскивается по переезду с тяговым усилием до 2,7 т. Зубья раскирковщика рыхлят асфальтовое покрытие или уплотненный балласт между рельсами и по сторонам их. После рыхления раскирковщик перемещается обратно и убирает с пути разрыхленный материал.

Путевые струги (спредеры). Часто экономически выгоднее заменить загрязненный балласт новым, чем производить его очистку. Это особенно оправдывается в отношении балластов гравийных, из паровозного шлака и щебеночных из слабых каменных пород. В таких случаях для удаления загрязненного балласта на откосах балластной призмы до основной площадки земляного полотна или до глубины от 15 до 30 см ниже подошвы шпал обычно применяют путевые струги.

Вырезанный загрязненный балласт используется для уширения насыпи. На выровненную часть земляного полотна в пределах откосов балластной призмы вместо вырезанного загрязненного балласта укладывают новый балласт. При таком способе замены балласта упрощаются работы по замене шпал и по вырезке загрязненного балласта из шпальных ящиков. Путевые струги также применяются для сбрасывания под откосы насыпи загрязненного балласта, вырезанного из шпальных ящиков (рис. 34), и для дозировки в путь выгруженного нового балласта (рис. 35). Описание путевых стругов приведено в главе II «Земляные работы и оборудование».


БАРЫКОВА Н.Г., ГЛУЗМАН И.С. АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ — М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ, 1959.

на главную