Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


АМФИТЕАТР

АМФИТЕАТР (amphitheatre), отдельно стоящее сооружение округлой или чаще овальной формы с центральной частью, ареной и рядами мест для сидения, концентрически расположенными вокруг нее. Слово это греческое и означает театр с сиденьями по всем сторонам, но архитектурная форма амфитеатра имеет италийские или этрусскокампанийские истоки и отвечает требованиям специфических форм развлечений, как, например, гладиаторские бои и венатионии, поединки зверей друг с другом или с человеком. Первоначально такие игры происходили на форуме (городская площадь для собраний), и время от времени здесь возводились деревянные платформы для зрителей. Самый древний из сохранившихся — амфитеатр в Помпее (около 80 года до н. э.), в котором арена находится ниже естественного уровня окружающей местности. Это каменная постройка размерами 136х 104 м, имеющая места для сидения на 20 ООО зрителей. Огромный Амфитеатр Флавиев, или Колизей, в Риме был возведен при императорах Веспасиане и Тите (70—82 года н. э.) на месте Золотого дворца Нерона. Название Колизей (то есть колоссальный) стало применяться для этого сооружения после 8 века изза поражающих воображение размеров и вместительности, которая составляет почти 50 000 человек. Большие римские амфитеатры были построены также в Вероне и в древнем городе Капуя (сейчас это СантаМария Капуя Ветера), чей амфитеатр, построенный в 1 веке, уступает по размерам только Колизею и имеет 170 м в длину, 140 м в ширину и 30 м в высоту. За пределами Италии римские амфитеатры были построены в Ниме и Арлесе во Франции, в Пуле в Ис трии (Хорватия) и Физд русе (ЭльДжем) в Африке. Размеры арены амфитеатров составляют примерно 60 — 90 м в длину и 35—60 м в ширину. Фрагментарные остатки более 75 древнеримских амфитеатров обнаружены разбросанными по всем территориям провинций Римской империи. В Британии лучше всего сохранился римский амфитеатр в городе Карлеон в графстве Гвент. В большинстве римских амфитеатров под ареной сооружались запутанные лабиринты ходов. Эти ходы содержали медиа виа для декораций, пространство для подъемников и механизмов, поднимающих наверх животных и декорации, а также комнаты для гладиаторов, и выводили посредством люков наверх, на арену. Вокруг арены, отделенные от нее высокой стеной и металлическими щитами наверху, возвышались места зрителей. Они были поделены проходами, идущими вокруг амфитеатра, на несколько секций (тае niana). В самой нижней, или подиуме, император и его приближенные имели специальную ложу; на противоположной стороне амфитеатра, но на том же подиуме располагались девственные жрицы, консулы, преторы, послы и другие важные гости. Остальные места первой галереи занимали сенаторы и экуиты. Вторая галерея резервировалась для патрициев, третья для плебеев, четвертая, самая верхняя, для женщин, которые сидели в закрытых ложах. Завесой (velum, или velarium), укрывающей зрителей от солнца, манипулировали моряки. Каждая из этих галерей была разделена на клинообразные секции (сипег) радиальными проходами, ведущими ко множеству выходов (vomi toria). В современном языке слово “амфитеатр” иногда используется для обозначения театра или концертного зала, места для сидения которых окружают центральную часть, как это сделано в “Альберт холле” в Лондоне, а также в новом и в старом “Мэди сонскверГарден” в Нью Йорке, и, кроме того, может относиться к стадионам, где проводятся спортивные соревнования. Открытые амфитеатры, как древние, так и относите ль но недавние (например, чикагское Солдатское поле), продолжают использоваться в спортивных целях и для многих других видов развлечений, хотя в середине 20 века чаще стали сооружать громадные крытые стадионы.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

Экспертиза

на главную