АМПИР

АМПИР (Empire, Style), основной стиль неоклассического искусства, который процветал во Франции во времена Первой империи (1804—1814). Стиль ампир поощрялся стремлением Наполеона окружить себя роскошью, подобной великолепию Римской империи. В архитектуре его примером могут служить такие парижские здания и памятники, как собор Марии Магдалины (перво начальное название Дворец славы) архитектор Пьер Александр Виньон; Триумфальная арка архитектора Жана Шальгрена, а также Триумфальная арка архитекторов Шарля Персье и Пьера Фонтена. В живописи этот стиль представлен такими работами, как “Миропомазание Наполеона I и коронация императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери, 2 декабря 1804 года” и батальными сценами барона Антуана Гроса. В скульптуре можно отметить работы скульптора Антонио Кановы, изображающие Наполеона и его семью. Стиль ампир в моде также видел в классических сюжетах источник для новых творений. Имитировалась элегантность роскоши дореволюционной Франции, когда женщины одевались таким образом, чтобы подчеркнуть женственность и грацию, носили длинные до пола одежды, сделанные из легкого материала, иногда со шлейфом. Специфика парижских зим требовала одежды не только красивой, но и теплой. И она была в обилии представлена такими аксессуарами, как всякого рода шарфы, утепленные куртки, пальто и головные уборы. Мужская мода стиля ампир была представлена разрезными фраками, открывающими талию, рубашкой с высоким воротником и галстуком, что напоминало лондонский стиль одежды. Французские архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен, разрабатывавшие мебель для покоев императора, внесли огромный вклад в создание и развитие стиля ампир в оформлении интерьера и дизайне мебели. Их идеи были опубликованы в “Сборнике декорированных интерьеров” (1801 и 1812). Для стиля ампир большое значение имела археология, что часто вело просто к прямому копированию классических идей в разработке мебели и аксессуаров. К этому добавилась еще и мода использовать египетские орнаменты, которая была вызвана кампаниями Наполеона в Египте. Венирован ная красным деревом мебель, инкрустированная сплавом меди, олова и свинца, сохраняла форму стульев и столов Древнего Египта и Греции, на которых были изображены крылатые львы; пилястры имели форму сфинксов или пальмовых ветвей. Если даже древние классические образцы и не употреблялись, современные произведения все равно както оживлялись старинными орнаментами, часто содержали символику относительно правления Наполеона — летящую Викторию (Победу) с лавровым венком как символа красоты и триумфа; пчелы, виноград и рога изобилия обозначали процветание, пучок прутьев ликтора и сфинксы — завоевательные походы. Несмотря на то что стиль ампир берет свое начало во Франции (особенно в Париже), он быстро распространился, и в каждой стране предпринимались попытки адаптировать его к национальным вкусам.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную