БЕРНИНИ, ДЖОВАННИ (ДЖАН) ЛОРЕНЦО

БЕРНИНИ, ДЖОВАННИ (ДЖАН) ЛОРЕНЦО (Bernini, Gian Lorenzo) (родился 07.12.1598, Неаполь, Неаполитанское королевство [Италия] — умер 28.11.1680, Рим, Панская область), величайший скульптор эпохи барокко в Италии, был также архитектором, художником и драматургом. Отец Джованни — Пьетро Бернини (15621629) тоже скульптор (не лишенный таланта), сам обучал сына своему ремеслу, он же повез Джованни в Рим, где тот трудился столь успешно, что заслужил похвалз^ живописца Аннибале Карраччи и получил покровительство самого Римского Папы Павла V. Влияние античных греческих и римских мастеров по мрамору чувствуется в одной из ранних скульптурных групп, изображающих

Амалфею с младенцем Юпитером (считают даже, что это просто имитация античной работы). Свое знание творчества Микеланджело он показал в "Святом Себастьяне” (около 1617), которого вытесал для кардинала Мат тео Барберини, ставшего позже Римским Папой Урбаном VIII (16231644, самый влиятельный покровитель Бернини). Ранние работы Бернини понравились кардиналз^ Сципионе Борджа, члену правящего папского семейства. В знаменитой скульптуре “Аполлон и Дафна” проявилось великолепное умение Бернини пользоваться тенью, тонкое знание стрз^ктуры кожи и волос, что, как считается, привело к разрыву с традицией Микеланджело в скульптуре и отметило появление нового периода в истории всей западной скульптуры. Живопись Бернини представляет меньшую ценность, интересны лишь два автопортрета (около 1620 и около 1640). Первой архитектурной работой Бернини считается перестроенная церковь СантаБибиана в Риме. Бернини подрядился для создания скульптуры на могиле святого Петра в базилике святого Петра в Риме. В результате появился известный огромный позолоченный бронзовый балдахин, выполненный между 1624 и 1633 годами. Наиболее хороша его отделка — верхняя композиция шара и креста, которые как бы поддерживают четыре ангела. Балдахин является центром художественного оформления интерьера собора святого Петра. Значение архитектурного гения Бернини стало особенно неоценимо после смерти Карло Модерна в 1629 году, когда Бернини стал архитектором собора святого Петра и Палаццо Барберини. Каждую свою работу Бернини выполнял с религиозным рвением (каждый день он обязательно посещал католическую мессу). Он считал, что цель религиозного искусства состоит в том, чтобы учить и вдохновлять преданных прихожан, служить пропаганде римско католической церкви, религиозное искусство должно всегда быть понятным и доступным и поощрять благочестивость. Могила Урбана VIII изображает Римского Папу сидящим с поднятой в повелительном жесте рукой. Ниже, белые мраморных фигуры Достоинство, Милосердие и Правосз'дие — обрамляют позолоченный бронзовый саркофаг.

Над саркофагом — фигура Смерти, которая, как кажется, пишет имя Урбана на листе, служащим табличкой для могилы. Фонтаны Бернини — его наиболее известный вклад в архитектуру Рима. Его первые фонтаны — “Бар качия” на Плаццо ди Спагна (16271629); “Тритон” — драматическое преобразование римского фонтана — сложные бассейны призваны представить фонтан живым. Четыре дельфина поднимают огромную раковину, поддерживающую морского бога, выбрасывающего воду из раковины вверх.

В 1637 году Бернини начал устанавливать колокольни поверх фасада собора св. Петра. Однако в 1646 году, когда под их весом здание начало проседать, их снесли, и авторитет Бернини временно пострадал. Наиболее успешный период для скульптора продолжался с середины 1640 до 1660 годов, когда им был создан фон тан “Четырех рек” на Римской площади Навона, поддерживающий древний египетский обелиск, увенчанный четырьмя мраморными фигурами, символи зирующими четыре главных реки мира (в представлении 17 века): Дунай в Европе, Нил в Африке, Ганг в Азии и РиодеЛа

Плата в Америке. Руки папы и голубь с оливковой ветвью (символ семейства Римского Папы Иннокентия X) на вершине обелиска символизируют папство, управляющее всем миром под Богом. Самый характерный пример зрелого искусства Бернини — часовня Корнаро в СантаМария делла Виттория в Риме. Ключевой объект часовни (алтаря церкви) — “Экстаз святой Терезы”, изображающий мистическое видение известной сподвижницы церкви, испанской кармелитки Терезы из Авилы (1515 — 1582). Скульптура изображает видение Терезы, во время которого ангел проник в ее сердце с пламенной стрелой божественной любви. Самое большое архитектурное достижение Бернини — колоннада перед базиликой святого Петра. Основная задача, которую он решал, — создать пространство, способное разместить толпу, собирающуюся для папского благословения на Пасху и в других особых случаях. Бернини спланировал огромный овал, прилегающий к церкви трапецеидальной передней площадкой, отдельно стоящие колонны также были новым решением; площадка приводит посетителя к собору и уравновешивает его чрезмерно широкий фасад. Наиболее впечатляющие религиознохудожественные декорации, выполненные Бернини — “Трон святого Петра” (1657 — 1666) — позолоченное бронзовое покрытие средневекового деревянного трона (кафедры) Римского Папы. Кажется, что кресло поддерживают четыре внушительные бронзовые фигуры, изображающие основоположников ранней церкви: святых Амброзия, Атана сиуса, Иоанна Хризостома (Златоуста) и Августина. Выше них — золотая слава ангелов на облаках в лучах света, исходящего от голубя Святого Духа, изображенного в овальном окне. С конца апреля до середины ноября 1665 года Бернини находился в Париже по приглашению Людовика XIV и с благословения отца Оливы, главы иезуитов. Целью поездки было создание проекта новой резиденции короля. Поначалу его торжественно встретили в Париже, но вскоре хозяева были оскорблены тем, что маэстро хвалил искусство и архитектуру Италии, принижая значение таковых во Франции. Это сделало его непопулярным во французских аристократических кругах и, видимо, явилось (до некоторой степени) причиной отклонения его проектов для Лувра. Единственная память, которая осталась после посещения Бернини Франции, — большой бюст Людовика XIV его работы, с которого Корольсолнце пристально взирает с богоподобным чувством власти (этот бюст стал образцом для создания всех изображений королей, по меньшей мере, в течение всего следующего столетия). В свои последние годы Бернини закончил еще одно художественное оформление собора св. Петра: алтарь часовни Сантисиммо Сакраменто (1673 — 1674). Мягкое человечное обожание ангелов противопоставлено архитектуре бронзового купола. Профили ангелов символизируют последний стиль Бернини. Самая большая из последних работ Бернини — обыкновенная часовня Альтиери в СанФранческо Рипа (около 1674) в Риме. В углублении на верхней части алтаря выполнена статуя, представляющую смерть Блаженного Людовика Альбертони. Бернини умер в возрасте 81 года, он пережил восемь Римских Пап. После смерти его стали вполне заслуженно считать самым великим художником Европы.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную