БОГЕМСКАЯ ШКОЛА<

БОГЕМСКАЯ ШКОЛА (Bohemian school), школа визуальных видов искусства, которая процветала в Праге и ее окрестностях под покровительством короля Богемии с 1346 года и императора “Священной Римской империи” в 1355— 1378 годах Карла IV. Прага, как главная резиденция Карла, привлекала много иностранных художников и местных мастеров. Хотя она в значительной степени подвергалась влиянию французской и северо-итаьянской традиций живописи (прежде всего благодаря ввоз}7 иллюстрированных рукописей), тем не менее Прага дала миру живую богемскую традицию в архитектуре, а также отличный от других, независимый стиль в живо-писи, который оказал значительное влияние на позднеготическое искусство 14 века, особенно в Германии. Главными памятниками архитектуры богемской щколы являются расположенные в Праге дворец Карла (замок Карлштейн) и Кафедральный собор святого Витта. Их строительство было начато в соответствии с традиционной французской схемой фламандским мастером-камен- щиком Матье д’Арасом. Когда он умер в 1352 году, работа над двумя этими сооружениями была продолжена влиятельным немецким архитектором Петром Парлером, который своими виртуозными экспериментами с конструкцией свода собора положил начало более позд-ним достижениям немецкой готической архитектуры 15 века. Наиболее зна-чительными достижениями богемская школа представ-лена в фресковой и станковой живописи. Большинство художников этой школы являются анонимными, однако несколько отдельных личностей можно выделить, которые, как представляется, относятся к трем четко выраженным поколениям художников. До возникновения собственно богемской школы импульсом для развития стали работы художника из Северной Италии Том- мазо да Модена, который создал целый ряд картин для Карла IV. Его работы не оказали прямого влияния на богемских художников первого поколения, которые, работая в 1350 годы, наиболее типично представлены неизвестным мастером, написавшим запрестольный образ в Хо- генфурте, были сильнее подвержены влиянию более элегантных моделей сиенской школы, хотя в их работах уже была заметна характерная для богемской живописи интенсивность темных тонов. Однако стиль Томмазо был важен для формирования стиля Теодорика из Праги, который являлся представителем второго поколения богемских художников (работал примерно в 1360 — 1380 годах) и, вероятно, самого значительного мастера богемской школы. Нанятый Карлом для декорирования часовни Святого креста в замке Карлштейн, Теодорик написал распятие и множество панельных картин святых. Хотя в этих работах очевидно влияние сиенской школы, они также близки к живописи Томмазо да Модена своим натурализмом, психологическим проникновением и стабильностью фигур. Подчеркивание моде-лирования проявляется в работах Теодорика в тор-жественном, массивном представлении тяжело ок-ругленных лиц и плотными тяжелыми драпировками, что представляло собой укрепление так называемого мягкого стиля, который будет доминировать в германской живописи долгое время в 15 веке. Другие художники, которые работали в монастыре Эммаус в Праге примерно в 1360 году, создали фрески из жизни Христа с глубокими, перенасыщенными композициями, легко теку-щими блестящими драпи-ровками одежд, солидными фигурами и глубокой характеристикой. Последним крупным художником богемской школы, который является представителем третьего поколения художников (работавших при-мерно в 1380 — 1390 годах), был мастер из Вит- тингау (или мастер, напи савший запрестольный образ в Тржебоне). Его главными работами являются сцены Страстей на алтаре в Виттингау, изначально написанные примерно в 1380 году для города Тржебонь (по-немецки Виттингау)- Его стиль происходит от стиля Теодорика. У обоих видно мистическое качество и почти абстрактное подчеркивание простых тяжелых форм с гладкими поверхностями. Живопись Теодорика уско-рила начало экспрессивного использования метода “кьяроскуро” (контраст темного и светлого) и го-рящую огнем интенсивность, которую можно ви деть в “Страстях" в Виттингау. Однако мастер из Виттингау, как представляется, по сравнению со своими предшественниками был более сильно подвержен влиянию современной ему французской живопи си. Сын Карла, Венцеслас, который наследовал после отца трон в качестве единого правителя Германии и Богемии в 1378 году, поддерживал процветающую школу иллюстрирования рукописей. Однако роль Праги как центра искз^сства Запала в начале 15 века в значительной степени в результате серьезных политических и религиозных конфликтов в пределах империи.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную