БРАМАНТЕ, ДОНАТО

БРАМАНТЕ, ДОНАТО (Bramante, Donato, также Donino или Donnino) (родился 1444, возможно, в МонтеАздрувальдо, герцогство Урбино — умер 11.04.1514, Рим), архитектор, введший в архитектуру стиль Высокого Возрождения. Его ранние работы в Милане включают дом приходского священника в СантАмброджо и церковь СантаМария делле Грацие. В Риме Браманте занимал пост главного проектировщика при Папе Юлии II, когда тот взялся за проект всесторонней перестройки города. Строительство базилики святого Петра, главным архитектором которой он являлся, было начато в 1506 году. К другим значительным архитектурным произведениям, построенным им в Риме, относятся: ротонда “Темпьетто” в СанПьетро, Монторио (1502), и двор Бельведера в Ватикане (строительство начато около 1505 года). Ранние годы и обучение. Донато Браманте родился в семье зажиточного крестьянина. В детстве, по словам его биографа и художника 16 века Джорджо Вазари, “кроме чтения и письма он много упражнялся на счетах”. Возможно, отец хотел сделать его живописцем. О работе и жизни Браманте практически ничего не известно до 1477 года. Предположительно он служил помощником у Пьеро делла Франческо в Урбино, который при дворянине Федерико да Монтефельтро (умер в 1482) приобрел большое значение как гуманистический центр.

В 1477 Браманте работал в Бергамо в качестве художника, занимающегося иллюзионистической настенной росписью. Скорее всего он получил свои навыки в живописи не только от художников, работающих в Урбино, но также и от тех мастеров, с работами которых встречался во время своих путешествий, например, таких, как Леон Баттиста Альберти (в Римини и Мантуе), Андреа Мантенья (в Мантуе и Падуе), Эрколе де Ро берти (в Ферсаре) и Фи лиипо Брунеллески (во Флоренции). Ни одна из работ Браманте, сделанных им в юности, не сохранилась, хотя некоторые историки приписывают ему различные архитектурные ракурсы. Практически все носят характерные для Браманте черты, но в целом они очень сильно отличаются друг от друга.

До 1477 года Браманте скорее всего был преимущественно планировщиком, дизайнером и художником архитектурных перспектив, которые другие живописцы частично изменяли и вставляли в свои собственные живописные полотна или воплощали в архитектурные проекты. Существует ряд примеров, относящихся к более позднему времени, когда он сам снабжал художников архитектурными перспективами такого рода. Ломбардский период. К 1477 году Браманте покинул Урбино по неизвестным причинам и поселился в северной итальянской провинции Ломбардии. Он работал там над фресками для фасада Палаццо дель Подеста (позже подвергшимся изменениям) в Бергамо, изобразив классические фигуры философов в сложном архитектурном обрамлении. Вазари (хотя и имея мало информации об этом периоде) говорит, что Браманте после работы в различных городах над “вещами небольшой стоимости и небольшого значения” отправился в Милан, чтобы “посмотреть на собор”. Соборная мастерская, в которой итальянские, немецкие и французские мастера работали поочередно, была крупным центром по обмену знаниями, способами проектировки и техникой живописи. Более того, Милан был крупным и богатым большим городом (ме трополисом), столицей государства, управляемого Лодовико Сфорца, прозванного Иль Моро, и архитектура Ренессанса была товаром, на который в этом городе был спрос. Таким образом, Милан предоставлял много возможностей для молодого и современного архитектора, такого, как Браманте. Первой архитектурной работой, которая с уверенностью может быть приписана Браманте, является чертеж: оттиск, сделанный миланским гравером Бернардо Преведари в 1481 году с рисунка Браманте, представляет собой развалины храма с человеческими фигурами. Примерно в это же время Браманте работал над церковью Санта Мария прессо СанСатиро, первым зданием, авторство которого однозначно принадлежит ему. Вместе с некоторыми уступками местным вкусам эта церковь носит в себе следы влияния Альберти, Мантеньи, Брунеллески, а также архитектурной школы Урбино. Влияние последней становится очевидным при взгляде на хоры, которые расписаны с такой перспективой, чтобы создавать иллюзию значительно большего пространства. Возможно, к этому же периоду (около 1480 1485) относится и роспись Браманте комнаты в КасаПа нигарола в Милане (фрагменты в Брера, Милан), которая представляет собой архитектурное обрамление и фигуры вооруженных людей, написанных с помощью иллюзионистической перспективы. Схожие эксперименты, возможно также в этот период, были произведены Браманте на фасадах зданий, таких, как КасаФон тана, позже названного Сильвестри, в Милане.

В 1488 году Браманте вместе с рядом других архитекторов был приглашен кардиналом Асканио Сфорца, братом Лодовико Сфорца, и епископом Павии для разработки нового плана собора в Павии.

В это время Браманте много раз приезжал в этот город, и, возможно, под его руководством были выполнены подземная часовня и нижняя часть здания. Выяснилось, что Браманте был тесно связан с Леонардо да Винчи. В 1482 году Леонардо посетил Милан, приехав из Флоренции, и в 1490 году оба, и Браманте и Леонардо были заняты решением стилистических и конструкционных проблем “tiburio” или башни на перекрестке Миланского собора. В период с 1487 по 1490 год задокументировано несколько случаев их тесного взаимодействия. Единственное письменное свидетельство архитектурных идей Браманте относится к этому времени (1490) и состоит из доклада о проблемах, связанных с “tiburio”. Браманте рассматривает несколько вариантов решения проблемы (среди них один принадлежит ему — квадратный план), высказывая архитектурную концепцию, замечательно схожую с концепцией Альберти. Теперь Браманте пользовался милостью как Лодовико, так и Асканио Сфорца, а также вниманием их влиятельных придворных. Однако его скромное жалованье и нерегулярность его получения не позволяли ему жить с роскошью. Он общался не только с художниками, но также с гуманистами и поэтами, жившими при дворе Сфорца, и сам писал стихи. Как и Леонардо, принимал участие в постановке спектаклей при дворе Сфорца, в одном из таких, по случаю крещения, в 1492 году. Архитектура все больше притягивала его интерес, но он не бросал занятия живописью. Из многих приписываемых ему различными писателями 16 века полотен едва ли сохранилось хотя бы одно. Единственной из сохранившихся работ, сделанных на мольберте, которая приписывается его кисти, является “Христос у колонны” в аббатстве Чиаравалле (около 1490, в настоящее время находится в Брера, Милан). Фреска в сложном архитектурном обрамлении (около 1490 — 1492) в Кастелло Сфорцес ко в Милане также скорее всего принадлежит ему, с участием его ученика Иль Брамантино. Начиная с 1492 года Лодовико и Асканио Сфорца доверили Браманте перестройку “каноники” — дома приходского священника при церкви СантАмброджо в Милане. Работы были прерваны падением власти Лодовико, и, хотя были возобновлены в 16 веке, только одна сторона здания была закончена. Хотя авторство Браманте и не доказано, у истоков идеи новой “трибуны” — алтаря для церкви СантаМария делле Грацие, возможно, стоял и он; предназначенный стать погребальным мавзолеем рода Сфорца, алтарь был внесен в общий проект реконструкции всей церкви (реконструкция началась в 1492 году). Браманте также мог спроектировать живописное украшение интерьера, но выполнение и окончательная отделка деталей, в частности внешней стороны здания, были скорее всего сделаны ломбардскими мастерами. Документы, описывающие жизнь и творчество Браманте в 1490 годы, до того как он покинул Милан и переехал в Рим, отрывочна. Предполагается, что летом 1492 года был во Флоренции и изучал там произведения Брунеллески: такой вывод напрашивается с учетом подчеркнуто “брунеллескианского” характера “каноники” Сант Амброджо. В 1493 году он сделал доклад для Лодовико о некоторых оборонительных сооружениях на границе со Швейцарией. Последние несколько лет в Ломбардии были отмечены неустанной деятельностью, которая стала характерной чертой Браманте до конца жизни. Предположительно он возглавлял проектирование пьяццы (базарной площади) Вид жевано (построена между 1492 и 1494 годами, час тично подверглась переделке в конце 17 века), живописных архитектурных украшений на аркадных фасадах, которые обозначали их границы, проектировал другие сооружения комплекса Виджевано, распи сывал украшения (исчезнувшие) для внутренних покоев замка в том же городе. Его крытый проход в замке Кастелло Сфорцес ко в Милане должно отнести также к этому периоду, а фасад церкви Санта Мария Насценте ад Аббиа теграссо (близ Милана) датируется 1497 годом.

В период между 1497 и 1498 годами, в дополнение к часовне (позже перестроена) СантАмброджо в Милане, Браманте работал над Цистерцианским монастырем, воздвигнутом в Милане при содействии Асканио Сфорца. Как и его работа над “каноникой”, это строительство было остановлено в 1499 году и не завершено. Наделенный очень восприимчивой натурой, Браманте был никоим образом не защищен от влияния других живописцев, работавших в Милане. Большое влияние на него оказало также изучение ломбардских памятников, построенных в позднеантичный период и во время правления Каролингон.

С другой стороны, присутствие Браманте в Милане (вместе с Леонардо) оказало фундаментальное влияние для последующего художественного развития в этом городе. Римский период. Возможно, Браманте оставался в Милане до тех пор, пока Лодовико не вынужден был бежать, перед тем как город был захвачен французскими войсками в сентябре 1499 года. Сначала Браманте заявил о себе в Риме, участвуя в ряде проектов, в том числе в росписи (утраченной) СантДжовешни в Ла терано в честь празднования святого 1500 года.

В качестве помощника архитектора при Папе Александре VI он, возможно, осуществил строительство фонтанов на Пьяцца СантаМария в Трастевере и на площади святого Петра (позже перестроенных), а также участвовал в нескольких архитектурных советах. Вполне допустимо, что в эти годы он снизил свою активность как дизайнер и посвятил себя изучению древних памятников в Риме и его окрестностях, добираясь в своих изысканиях далеко на юг вплоть до Неаполя. Тем временем Браманте познакомился с Оливьеро Кара фа, богатым и имеющим политический вес кардиналом Неаполя, который имел глубокий интерес к литературе, искусству и античности. Карафа субсидировал первую известную ученым работу Браманте в Риме: монастырь и крытую аркаду Санта Мария делла Паче (завершены в 1504 году). Скорее всего Браманте принимал участие в 1502 году в закладке небольшой церкви, известной под названием Темпьетто в Сан Пьетро в Монторио, на том месте, где когдато, по преданию, был распят святой Петр. Избрание Папы Юлия II в октябре 1503 года стало началом нового этапа в творчестве Браманте, — этапа большого, зрелого стиля. Практически сразу Браманте попадает на службу к новому папе, одного из величайших покровителей в истории искусства. Браманте стал выразителем мечты понтифика (в сфере архитектурного и городского планирования) о воссоздании древней империи цезарей (обновленной империи). Браманте проектировал гигантские комплексы зданий, которые, как никогда раньше, отвечали духу античности. В то же самое время эти здания часто представляли субъективную, личностную и современную трактовку этого духа. Возможно, не позже 1505 года Браманте спроектировал огромный двор Бельведера, расширяя ядро старейших ватиканских дворцов к северу и соеди няя их с уже существовавшей виллой Иннокен тия VIII. Хотя работы велись с большой скоростью, их масштабность была такой, что ко времени смерти Юлия II в 1513 году и са мого Браманте в 1514 году строительство было еще далеко до завершения.

Этот проект осуществлялся на протяжении 16 века и позже, сам проект претерпел так много изменений, что первоначальная идея Браманте стала почти неузнаваемой. Начиная с 1505 года, сначала соревнуясь с двумя другими архитекторами, Джулиано да Сангалло и Фра Джиокон до, Браманте проектирует новую базилику святого Петра в Риме — свою величайшую работу и один из самых выдающихся строительных проектов в истории человечества до того дня. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года (после того, как первый план Браманте, по свидетельствам современника, был отклонен папой). Место строительства сначала должно было быть очищено от старой обвалившейся базилики Константина. Участие Браманте в ее уничтожении навлекло на него прозвище Маэстро Разрушитель или Главный Разрушитель.

Ко времени смерти Браманте, новое здание едва начало принимать задуманные формы. Занимая пост главного управляющего всего папского строительства, хорошо оплачиваемую должность, Браманте являлся не только главным папским архитектором и инженером по обслуживанию его военных предприятий, но и личным его другом. Одновременно со своими проектами собора святого Петра и Бельведера Браманте представил Юлию грандиозный проект полной перестройки дворцов Ватикана, который, однако, был отклонен. Несмотря на грандиозность начинания с собором святого Петра, Браманте продолжал работать над проектами меньшей значимости. В период между 1505 и 1509 годом он выполнил расширение хоров в церкви СантаМария дель По поло, некоторые строительные работы в Кастель СантАнджело и перестройку РоккадиВитербо.

В дополнение к .этому в 1506 году в качестве военного инженера Браманте сопровождал Папу в Болонью (где великолепная лестница Палаццо дельи Ан циани приписывается ему). Около 1508 года, когда новый план Юлия II по перестройке Рима начал при водиться в действие, Браманте сыграл значимую роль как архитектор и планировщик города. В рамках органичного плана на ВиаДжулия (из ПонтеСисто в Ватикане) была разбита большая пьяцца, которая должна была составлять центр деятельности правительства города; Виа делла Лунгара (идущая от Ватикана через Трастевере к сооружениям речного порта РипаГранде) была начата; Виа деи Банчи, на которой были построены конторы большинства крупных банков того времени, была расширена у входа в ПонтеСантАнджел о; несколько улиц старой застройки времен средневекового города были видоизменены. На Виа Джулия Браманте воздвиг огромный новый Палаццо деи Трибунали (1508), присоединив церковь Сан таБаджо (1509, проект также принадлежит Браманте). Здание известно как образец архитектуры 16 столетия. В рамках общего плана Браманте акватория порта была углублена и морская крепость по строена у Чивитавеккья. Западный фасад Ватиканского дворIда (теперь одна из сторон двора СантаДа масо) также был выполнен в соответствии с этим проектом, хотя позже руководство строительством и завершение работ взял на себя Рафаэль. Около 1509 года Браманте скорее всего завершил проектирование церкви Роккаверано, фасад которой предвосхитил несколько решений архитектора конца 16 века Андреа Палладио. Другим значительным проектом Браманте стал палаццо Каприни (дом Рафаэля; позже был разрушен) в Борго, ставший образцом для многих дворцов 16 века. Палаццо позже был приобретен Рафаэлем. В соответствии с Вазари, около 1509 года Браманте составил архитектурный фон для “Афинской школы” Рафаэля (1508 1511 Ватикан, Рим), в благодарность за это Рафаэль запечатлел Браманте на фреске в облике Евклида. После смерти Папы Юлия II Браманте, хотя уже и престарелый и, возможно, с подорванным здоровьем, оставался в милости у Папы Льва X. Если верить более поздним и неподтвержденным источникам, в 1513 году Браманте представлял Льву X смелый план контроля уровня воды в городе, разработанный с целью избежать периоди ческих разливов Тибра. Однако в конце 1513 года, когда с ним обсуждался проект собора Фолиньо (СантаФелициано), был уже слишком болен, чтобы принять заказ, и умер в следующем году. Он был похоронен в соборе святого Петра, его несли туда, как утверждал Вазари, “папский двор и все скульпторы, архитекторы и живописцы”. Личность и интересы. Хотя Браманте и называли необразованным (как были Леонардо, Юлий II и многие другие), скорее всего потому, что он не знал греческого и латинского языков, Браманте должен был получить значительное образование, однако носящее фрагментарный характер. Его современники ценили Браманте не только как архитектора и живописца, знатока законов перспекти вы, но и как поэта и музы канталюбителя. Он до фанатизма любил произведения Данте. Браманте также написал около 20 сонетов на любовные, юмористические и религиозные темы, и хотя они немного грубы по стилю, но наполнены чувством. Все его теоретические труды, за исключением его доклада о “тибурно” Миланского собора, утрачены, но их названия служат показателем интересов Браманте, например труды о законах перспективы, о “немецкой манере” (то есть о готической архитектуре), о способах строительства фортификационных сооружений и другие. По многим признакам, Браманте должен был быть экстравертом. Говорят, что он был очень дружелюбен с талантливыми людьми и многое делал, чтобы им помочь. Юмор, ирония и вкус к умным шуткам и подтрунивание над собой, равно как и над другими, часто проявлялись в его сонетах. Полный веры в себя, Браманте не благоговел перед авторитегами, находя удовольствие в предложении парадоксальных решений. Критически относился к священникам и придворным, но был способен на глубокое религиозное чувство. В вероломной придворной атмосфере был способен на искусные ма невры. Он должен был быть очень честолюбивым и не был сверхщепетилен, когда дело касалось запо лучения важного заказа. Его биографы подчеркивают нетерпение и скорость, с какими Браманте проектировал свои здания и осуществлял управление их строительством (Вазари называл его “решительным, быстрым и превосходным выдумщиком”).

Это качество сочеталось с гениальным воображением и живой, неутомимой любознательностью. Его неутолимая жажда эксперимента и новых знаний подстегивала его, как Браманте сам говорил в одном из сонетов, “изменять себя” постоянно (“как время меняется мгновенно, моя мысль, следующая за ним, меняется также”). И кажется, именно эта черта непостоянства и нестабильности увела Браманте в его работах далеко от проторенных дорог к многообразию отношений и форм их выражения. Возможно, эти черты служат показателем определенного неудовлетворения, внутренней меланхолии или глубокого чувства одиночества. Он, повидимому, не был никогда женат и не имел детей. Быть может, в своих неирекращаю щихся экспериментах в творчестве он искал избавления от своего неизлечимого беспокойства.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную