БРАУН, ЛАНСЕЛОТ

БРАУН, ЛАНСЕЛОТ (Brown, Lancelot), прозвище Способный Браун (родился 1716, Киркхал, Нортамберленд, Англия — умер 06.02.1783, Лондон), известный английский мастер по садовопарковой архитектуре, чьи работы отличались естественным, неплановым видом. Начав работу с должности маль чикасадовода в Нортам берленде, Браун в 1742 году получил место в Сто уве, Бакингемшир, наиболее известном саду в то время. В его обязанности входило показывать посетителям сад, что давало ему шанс познакомиться с дворянами, которые впоследствии могли бы стать его клиентами. Несколько лет работал в Сто уве под руководством мастера по садовопарковой архитектуре Уильяма Кента. После смерти Кента он стал проектировщиком садов и к 1753 году был лидером по улучшению земель” в Англии. Его первым достижением было озеро в УэкфилдЛодже, оформленное им для герцога Графтона. Эта работа имела такой успех, что его пригласили видоизменить парк в знаменитом Блен хэймском дворце в Вудстоке. Там он создал прекрасные озера рядом с мостом архитектора Джона Ванбру и почти полностью уничтожил предыдущие геометрические насаждения. Впоследствии он занялся и архитектурой — стал компетентным архитектором классического направления того времени. Браун довольствовался природными средствами. Не использовал ни камни, ни архитектурные формы, а ограничивался дерном, зеркалом стоячей воды, некоторыми породами деревьев, поса женных поодиночке, группами или свободно, и несимметричной разбивкой земли, используя особенности рельефа. Этими средствами он достигал простого гармоничного рисунка без очевидной симметрии. Эти элементы хорошо проиллюстрированы на примере парка и озера при Петворкхаус в Западном Сассексе, где Браун работал архитектором, обустроив парк в 1751 — 1757 годах. Брауновский стиль часто рассматривается как альтернатива стилю Андре ле Нотра, дизайнера великолепных классических садов Версаля во Франции: Браун использовал природу как средство достижения цели, в то время как Ле Нотр наклады вал архитектурный рисунок на природу. Тем не менее они имели одинако вые взгляды в отношении пропорций и благородного чувства меры и оба связывали свои творения с окружающим миром. Проекты Брауна были востребованы обществом, которому он служил, политическое устройство которого было абсолютно не похоже на авторитарный режим монархии 17 века. Английские дворяне не содержали дворов, они жили приватно на своих землях и любили смотреть на свои владения из окон и объезжать их верхом. Прозвище Брауна появилось из его привычки говорить, что “место имеет способности”. К старости был богатым и почитаемым человеком. Он облагородил гораздо большее количество земли, чем любой другой архитектор, работавший в этой области до или после него.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную