БРУНЕЛЛЕСКИ, ФИЛИППО

БРУНЕЛЛЕСКИ, ФИЛИППО (Brunelleschi, Filippo) (родился 1377, Флоренция, Италия — умер 15.04.1446, Флоренция), итальянский архитектор, скульптор и ученый, один из основоположников архитектуры раннего Возрождения в Италии, создатель научной теории перспективы. Величественный восьмигранный купол Флорентийского собора (1420 —1436), построенный Брунеллески, является первым крупным памятником архитектуры Возрождения и инженерной мысли, так как был построен с помощью специально изобретенных механизмов. Большинство известных фактов о жизни Брунеллески взяты из изданной в 1480 году биографии, которую написал почитатель и последователь архитектора Антонио ди Туччо Ма нетти. Филиппо Брунеллески был вторым из трех сыновей известного флорентийского нотариуса Сера Брунеллеско да Липпо Лапи и Джулианы Спини. После учебы на ювелира и скульптора он прошел регистрацию в Артделла Сета и в 1401 году получил звание мастера. Участвовал в конкурсе на создание бронзового рельефа для дверей баптистерии во Флоренции вместе с Лоренцо Гиберти и еще пятью скульпторами. “Принесение в жертву Исаака” является вершиной в творчества Брунеллески в области скульптуры. Рельеф поражает точно уловленным наивысшим напряжением драматических переживаний в позах и жестах застывших фигур. Однако победителем конкурса стал выдающийся скульптор итальянского Возрождения Лоренцо Гиберти. Возможно, эта неудача стала для мира подарком, так как побудила Брунеллески всерьез заняться архитектурой. В первые годы архитектурной карьеры он изучает и творчески переосмысливает принципы античной архитектуры греков и римлян, утраченные в средневековой Европе (около 1410—1415). Свидетельством этому могли бы служить не сохранившиеся, но описанные Ма нетти живописные панели с изображением флорентийских зданий и улиц, где, судя по словам биографа, были использованы законы перспективы. Он знал и цонимал концепцию пересечения параллельных прямых в единой точке схода, а параллельных плоскостей в линиях схода и принцип связи между расстоянием и объемом изображаемого объекта по мере удаления от переднего плана. Используя оптические и геометрические принципы, Брунеллески и его современники создали линейную, или научную, перспективу, которая прочно вошла в искусство как основа изображения реального, видимого мира. Благодаря перспективе, с помощью двухмерного изображения стало возможным почти с зеркальной точностью передавать изображение трехмерных плоскостей. Хотя Брунеллески был первым, кто практически применил законы перспективы в архи тектуре, первое теоретическое изложение этого написал Леон Баптиста Альберти, архитектор, художник, писатель и ученый Возрождения, в научном трактате “Три книги о живописи”, итальянская редакция которого посвящена Брунеллески. Он был другом Брунеллески, Донателло, Гиберти и в своей книге часто упоминает работы этих мастеров как образцы нового искусства. Брунеллески продемонстрировал и гениальное инженерное мышление, которое позволило решить проблему, над которой бились в течение многих лет архитекторы Флорентийского собо ра. В 1418 году было назначено щедрое вознаграждение за проект купола восьмигранного основания собора, который строился несколько веков. Поднять огромный восьмигранный купол и придумать освещение его граней с помошью специально сконструированных механизмов — событие по тем временам грандиозное. Купол состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Проект и строительство принесли архитектору славу и должность главного архитектора церковных проектов. Возможно, принцип, по которому сконструирован механизм, был взят из античной архитектуры Древнего Рима, с раскопками которой знакомился Брунеллески во время своего путешествия в Рим (предположительно 1401) вместе с другом, скульптором Донателло. Критики 20 века считают Брунеллески не только создателем стиля архитектуры Возрождения, но и представителем готической архитектуры, который сумел синтезировать старые готические формы с научными и художественными идеалами Возрождения.

Это особенно заметно в первом выполненном ар хитектурном заказе Брунеллески — воспитательном доме Оспедале дельи Инноченти (1421 —1444), в котором новое (портик) сочетается с традиционными формами романской и позднеготической архитектуры. Понастоящему революционным стала интуитивная находка архитектора в использовании классических принципов античности в фасаде здания, который заметно отличается от средневекового окружения. Брунеллески вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью, что придает монументальному облику гармоничную соразмер ность, легкость и изящество классического стиля. Фасад отличается геометрической пропорциональностью и симметричной планировкой и украшен коринфскими колоннами, пилястрами и фризами. После 1420 года Брунелле ски становится самым известным архитектором Флоренции. Могущественная семья Медичи заказала ему сакристию собора Сан Лоренцо, которую сейчас называют, в отличие от сакристии Микеланджело в той же церкви, старой сакристией, а также бази лику СанЛоренцо. Работа началась в 1421 году. Сакристия (без отделки) закончена в 1428 году. Строительство базилики было приостановлено и опять начато в 1441 году, закончено после 1460 года. Собор СанЛоренцо может служить ключом ко всей архитектуре раннего Возрождения. По форме базилика отличается от традиционных церковных базилик с нефом (центральным), боковыми приделами и апсидой (полукруглым выступом, которым заканчивается неф). Новое проявляется в деталях, в которых Брунеллески творчески преломляет классические традиции — в капителях, фризах, пилястрах (прямоугольных колоннах, встроенных в стену). Весь проект церкви отличается необычной непрерывностью, где отдельные части рационально связаны между собой и создают зрительную и интеллектуальную гармо нию. Брунеллески решил сакристию (использовалась как мавзолей семьи Медичи) в форме куба с полукруглым куполом. Строительные и декоративные особенности этого проекта характерны для творчества архитектора раннего периода. Около 1429 года другая могущественная и влиятельная семья (Пацци) заказала Брунеллески капеллу во дворе монастыря СантаКроче. Возможно, работа началась только в 1442 году, но в 1457 году еще не была закончена. Для строительства капеллы архитектор использовал металлические модули и проектировал ее с помощью геометрических формул, как и для СанЛоренцо, но организация пространства в поздних работах архитектора становится более компактной и рациональной. Полукруглый купол покрывает центральную часть, но она является и центром прямоугольника. Открытое пространство меньшей стороны выходит на главную площадь и связано апсидой, включающей алтарь. Кремовая поверхность капеллы снаружи подчеркнута геометрическими формами из темного камня. Гармоническая соразмерность, легкость и изящество, присущие стилю Брунеллески, особенно заметны в этом небольшом шедевре. Пожалуй, одно из самых загадочных творений архитек тора — церковь СантаМария дельи Анджели в Ка малдолесском монастыре. Строительство началось в 1434 году, но было оставлено недостроенным в 1437 году (окончательно достроено в 1930). Здание представляет восьмигранное строение изнутри и шестнадцатигранное снаружи. Это самый революционный проект Брунеллески. В 1436 году начата новая церковь Флоренции — СанСпирито, строительство которой затянулось до 1480 годов. Почти не сохранилось документальных свидетельств о строительстве жилых дворцов, хотя Манетти упоминает об этом. Ему приписывают несколько зданий, но достоверного подтверждения этому нет. Зато известно, что он построил много военных крепостей, например в Пизе, Римини, Пезаро и Кастел лини, а также, что он активно работал не только до начала 40х годов 15 века, но возможно, и до самой смерти. Похоронен Брунеллески во Флорентийском соборе.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную