ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ (church), в архитектуре — здание, предназначенное для отправления христианского религиозного культа. Первые церкви были построены по плану древнеримской базилики, или дворца правосудия. Она состояла из одного нефа (зала) с плоской деревянной крышей, где собирались прихожане; одного или двух проходов, расположенных по бокам зала и отделенных от него рядом колонн; притвора (помещения у входа) с западной стороны здания, предназначенного для лиц, не имевших права входить в храм, и апсиды (выступа здания полукруглой или прямоугольной формы), расположенной с восточ ной стороны храма и предназначенной для духовенства. Со временем к такому строению был добавлен поперечный неф в форме крыла, пристроенного перпендикулярно к основному нефу, в результате чего общий план приобрел форму латинского креста. В обоих концах поперечного нефа были установлены дополнительные алтари в честь отдельных святых.

Некоторые средневековые английские кафедральные соборы имеют второй, меньший поперечный неф с восточной стороны от основного. В Византии (Малая Азия) и восточной Европе, где доминирует православная церковь, церковные строения приобрели форму греческого креста.

В отличие от одного длинного зала, пересеченного в одном конце более коротким поперечным нефом, восточные церкви имели четыре крыла одинаковой формы, исходящие из единого центра, увенчанного куполом. Известный пример такой церкви — церковь святой Софии (6 век н. э.) в Константинополе (ныне Стамбул). Развитие и усложнение церковных ритуалов сопровождалось и усложнением плана церковных зданий. Было определено место для хора, обычно с восточной стороны поперечного нефа, но иногда и в основном нефе, как, например, в Вестминстерском аббатстве. Если в церквах, построенных по плану базилики, место духовенства было в апсиде, то теперь оно находилось в пресбитерии. Если в ранних церквах алтарем называли часть церкви, находящуюся за оградой, отделяющей неф от апсиды, то теперь алтарем стали называть также всю восточную часть храма, отделенную алтарной прегра дойт то есть место, занимаемое алтарями, духовенством и певчими. Во Франции восточная сторона церкви была перестроена в так называемый “шеве”, то есть восточное окончание основного нефа состояло из нескольких апсид или одной апсиды, окруженной внутренней галереей и приделами, расходящимися в виде лучей. Такой план позволял расположить как можно большее количество дополнительных алтарей в непосредственной близи от основного. Число приделов было обычно нечетным, а центральный чаще всего посвящался Деве Марии (придел Богоматери). Примером такой церкви может служить НотрДамдюПор в КлермонФерране, Франция. Однако наиболее значительные изменения в плане церковных зданий произошли в Италии в эпоху Контрреформации, когда духовенство ясно ощутило всю важность привлечения в церковь колеблющихся масс верующих. Для этого посередине основного нефа были построены дополнительные кафедры для проповедников, в результате чего верующие оказались гораздо ближе к месту совершения церковного ритуала. Примером такой церкви является церковь в Джезу

























АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную