ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ

ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ (Arts and Crafts Movement), английское эстетическое движение второй половины

19 века, которое представляло новое понимание декоративных искусств во всей Европе. К 1860 году, на заре индустриальной революции и связанных с ней серийных производств, несколько человек глубоко обеспокоились падением стиля, ремесел и общественного вкуса до уровня банальных декоративных искусств. В числе этих людей был английский реформатор, поэт и дизайнер Уильям Моррис, который в 1861 году основал фирму декораторов и производителей интерьеров, целью которой было возвращение духа и качества средневекового ремесленничества. Моррис и его товарищи (среди которых был архитектор Филипп Уэбб, художники Форд Мэдокс Браун и Эдвард БернДжонс) производили ручным способом изделия из металла, ювелирные изделия, обои, ткани, мебель и книги. По сей день многие из их произведений копируются дизайнерами и производителями мебели. К 1880 годам усилия Морриса расширили призыв движения искусств и ремесел к новому поколению. В 1882 году английский архитектор и дизайнер Артур X. Макмур доу помог организовать Гильдию столетия для ремесленников, одну из нескольких подобных групп, основанных в то время.

Эти люди возрождали искусство ручной печати и отстаивали идею о том, что не существует значительного отличия между высоким и прикладным искусствами. Многие их последователи, как из числа профессиональных художников, так и среди представителей интеллектуалов в целом, помогали распространять идеи движения. Главное противоречие, поднятое этим движением — так как никто не мог отрицать качество или эстетическую пенность производимых ими работ, — заключалось в вопросе, имеет ли это практическую ценность в современном мире. Сторонники прогресса настаивали на том, что движение пыталось обра тить вспять течение времени и этого не следовало делать, так как движение искусств и ремесел не могло быть практически принято массовым городским и индустриальным обществом. С другой стороны, обозреватель, который критиковал выставку в 1893 году как “произведения избранных для избранных”, понимал также, что движение представляет яркий протест против дизайна как “рыночного дела”, контролируемого торговцами и рекламодателями, во имя любой проходящей моды. В 1890 годах движение получило более широкое одобрение, стало более распространенным и менее связанным с небольшой группой людей. Его идеи распространились в других странах и стали связываться с растущим международным интересом к дизайну, особенно к стилю арт нуво.



АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную