ДЖОНС, ИНИГО

ДЖОНС, ИНИГО (Jones, Inigo) (крестили 19.07.1573, Лондон — умер 21.06.1652), художник, архитектор и дизайнер, положивший начало английским классическим традициям в архитектуре. Квинсхаус в Гринвиче, его первая важная работа, стал зданием Национального морского музея в 1937 году. Величайшим его достижением является Банкуэттингхаус, УайтХолл (16191622). Единственным сохранившимся королевским зданием Джонса остается Королевская часовня во дворце СентДжэймс (1623— 1627). Джонс был сыном портного по имени Иниго. О ранних годах жизни архитектора сохранилось мало сведений, однако считается, что он, вероятно, был отдан в учение к столяру.

К 1603 году он пробыл в Италии достаточно долгий срок, чтобы овладеть мастерством художника и дизайнера и получить покровительство Христиана IV Датского, на службе при дворе которого он находился до возвращения в Англию. Следующие сведения о нем поступают именно оттуда, он уже известен как “художникпортретист” (живописец, использующий мольберт). Сестра Христиана IV, Анна, была женой короля Якова I Английского, этот факт мог послужить причиной того, что Джонс был нанят ею для отделки сцены и разработки костюмов для театра масок. Это работа была первой из длинного списка работ, исполненных для нее и позже для короля. Тексты для постановок этих театров часто писались Беном Джонсоном, а оформление сцены, костюмы и эффекты разрабатывались Джонсом почти всегда. Более чем 450 его рисунков, представляющих работу в 25 театрах, пастораль и два представления, периода между 1605 и 1641 годами сохранились в Чат сворсхаусе, Дербишир.

С 1605 по 1610 год Джонс, вероятно, находился под попечительством королевы, однако ему также покровительствовал граф Солсбе рийский, для которого он создал свое первое архитектурное творение, ставшее известным — проект для Новой биржи на улице Странд. Хотя и немного незрелое, творение было более утонченным, чем чтолибо другое построенное в Англии в то время. Некоторые проекты (позже отмененные) реставрации и модернизации обветшалого собора святого Павла также относятся к тому времени, и в 1610 году Джонс получил должность, указавшую направление его будущей карьеры. Он стал инспектором строительных работ для престолонаследника Генриха, принца Уэльского. На этом посту, со всеми его перспективами, Джонс был недолго, и он сделал совсем мало или почти ничего для принца до смерти последнего в 1612 году. Б 1613 году, тем не менее, ему обещали предоставить еще более высокую должность после смерти королевского инспектора строительных работ Симона Бэйзила. Джонс стал его преемником в 1615 году, тем временем воспользовавшись благоприятной возможностью, предоставленной ему Томасом Ховардом, вторым графом Арунделлом, вновь посе тить Италию. Арунделл со своей компанией, включавшей Джонса, покинул Англию в апреле 1613 года и прибыл в Италию, проведя зиму 1613—1614 годов в Риме. За период поездки у Джонса были широкие возможности в равной степени изучить работы современных ему мастеров и античные руины. Среди молодых мастеров был Андреа Палладио (1508 — 1580), к которому он относился с наибольшим уважением. Палладио был итальянским архитектором, достигшим большого влияния благодаря его “Четырем книгам об архитектуре”, Джонс приобрел эти книги во время путешествия. Возвращаясь в Англию осенью 1614 года, Джонс завершил самообразование классического архитектора. Карьера Джонса как инспектора строительных работ для Якова I и Карла I длилась с 1615 по 1642 год. В течение этих 28 лет он постоянно был занят строительством, реконструкцией или усовершенствованием королевских зданий. Его первым важным строительством был особняк королевы в Гринвиче, вблизи Лондона, основанный в некоторой степени на Поджио а Кьяно, особняке Медичи недалеко от Флоренции, однако по стилю ближе к Палладио или Винченцо Скамоцци (1552—1616). Эта работа была временно прервана вследствие смерти жены короля Якова в 1619 году и была завершена лишь в 1635 году для жены Карла I Генриетты Марии. Здание, значительно перестроенное, теперь занимает Национальный морской музей.

В 1619 году Банкуэттинг хаус на УайтХолле был уничтожен пожаром, и до 1622 года Джонс заменил его зданием, и сейчас рассматривающимся как его величайшее достижение. Банкуэттингхаус состоит из одной обширной приемной, воздвигнутой на сводчатом основании. Внутренне здание задумывалось как базилика по витруви анской модели, но без бо ковых нефов, наложенные одна на другую колонны были восстановлены напротив стен и поддерживали ровный брусчатый потолок. Для основных панелей потолка Карл I заказал Рубенсу аллегорические росписи, и они были завершены в 1635 году. Внешний вид соответствует внутреннему оформлению присутствующими тут пилястрами и простыми колоннами, установленными при рустованных (огрубленных) стенах. Банкуэт тингхаус имеет лишь два завершенных фасада. Два других так и не были закончены, и это послужило поводом к предположению, что здание задумывалось как составная часть большого комплекса. Это могло оказаться правдой, и точно известно, что Карл I при близительно через 20 лет после того, как Банкуэт тингхаус был построен, дал Джонсу поручение разработать проект для восстановления всего Уайтхоллского дворца.

Эти проекты существуют (в Вустерколледже, Оксфорд, и в Чатворсхаусе) и относятся к числу самых интересных творении Джонса. Они чемто схожи с дворцом Эскориал вблизи Мадрида, однако выражены способами, заимствованными частично у Палладио и Скамоцци, а частично основывавшимися на изучении Джонсом античности. Деятельность Джонса не ограничивалась только королевскими дворцами. Он уделял большую часть своего времени упорядочению новых зданий в Лондоне, и вследствие этого появился проект, разработанный им в 1630 году для четвертого графа Бедфорда, имевшего земельные владения в Ковент Гарден. По замыслу Джонса обширное открытое пространство ограничивалось с севера и востока сводчатыми зданиями, с юга — стеной сада графа Бедфорда и с запада — церковью с примыкающими воротами, соединяющими два отдельных дома. В проекте, вероятно, было чтото от базарной площади в Леггорне, Италия, и от Плэйс* Рояль (теперь де Восге) в Париже. Ни одно из оригинальных зданий не сохранилось, однако церковь святого Павла до сих пор существует, хотя и претерпев значительные изменения. Ее галерея является уникальным, для Европы того времени, проявлением простейшего тосканского ордера. Посредством здания “КовентГар ден” Джонс представил симметричное градостроительство в Лондоне (это была первая квадратная площадь в Лондоне).

С 1638 года он, вероятно, играл важнейшую роль в создании другой квадратной площади, спланировав размещение домов на Лин кольнзиннФилдс, один из домов (Линдси хаус, существующий до сих пор, № 59 и 60, Линкольнинн Филдс) был подарен ему. Самым важным творением его последних лет пребывания на должности была реставрация собора святого Павла в 1634 — 1642 годах. Реставрация включала в себя не только ремонт храма 14 века, но и внутреннюю отделку грубой каменной кладки нефа и трансепта в романском стиле и строительство нового западного фасада с галереей (17 м высотой) из 10 колонн. Эта галерея, относящаяся к наиболее претенциозным и точно рассчитанным работам Джонса, пропала при восстановлении собора после Великого лондонского пожара 1666 года. Тем не менее, работа Джонса значительно повлияла на сэра Кристофера Рена и отразилась в некоторых его проектах городских церквей так же, как и в его ранних проектах реконструкции собора. В начале Гражданской войны в 1642 году Иниго Джонс был вынужден покинуть свой пост инспектора строительных работ и уехать из Лондона. Его имущество было временно конфисковано, и на него наложили штраф в большом размере. В 1646 году, тем не менее, палата лордов амнистировала его с возвратом имущества.

В год казни Карла I (1649) Джонс работал в Уилтоне на графа Пемброка, однако великолепная комната в форме двойного куба была фактически заслугой его ученика Джона Вебба, которого он обучал и который прошел через эпоху Реставрации 1660 года для того, чтобы восстановить некоторые традиции Джонса. Джонса похоронили с его родителями в церкви святого Беннета, пристань Пола, в Лондоне.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную