ДЖУЛИО РОМАНО

ДЖУЛИО РОМАНО (Gui lio Romano), урожденный Джулио Пиппи, полное имя Джулио ди Пьетро ди Филиппо де’Джануцци (родился 1492/1499, Рим — умер 01.11.1546, Мантуя, герцогство Мантуйское [Италия]), художник и архитектор эпохи позднего Возрождения, главный преемник Рафаэля, один из основателей манеристской школы. Ребенком Джулио был взят учеником к Рафаэлю, и его мастерство через некоторое время достигло такого уровня, что, когда в 1520 году Рафаэль умер, вместе с Дж. Пенни он был назван главным преемником мастера; он также стал его главным художественным душеприказчиком. После смерти Рафаэля Джулио также закончил ряд незавершенных работ мастера, включая “Преображение”. В работах, написанных в последующие три года, таких, как; “Мадонна и святые” (около 1523, церковь СантаМария дель Аиима, Рим) и “Забрасывание камнями святого Стефана” (1523, церковь святого Стефана, Генуя), видно становление ярко выраженного индивидуального, антиклассичес кого стиля Джулио.

В 1524 году Джулио переехал из Рима в Мантую, где он и жил до самой своей смерти, искусство герцогства развивалось в это время под сильным его влиянием. Самой важной его работой является Палаццо дель Те, расположенный на окраине Мантуи, начатый в 1525 или 1526 году и возведенный и украшенный исключи тельно им и его учениками. Этот дворец является возрождением форм античности и почти пародией чистого классицизма Донато Браманте. Здание представляет собой квадратное строение с центральным двором внутри его и садом, открывающимся под прямым углом к основной оси — все элементы представляются слегка отличными от того, какими их ожидаешь увидеть. Дизайн дворца отличается большим злоупотреблением древнегреческими и древнеримскими орнаментами. Главные комнаты Палаццо дель Те — Зала ди Псике с эротическими фресками, изображающими любовь богов; Зала ди Кавалли с портретами во весь рост некоторых лошадей Гонза га; и Зала деи Джиганти, создающие иллюзию реальности, декорации которой со стенами, расписанными от пола до потолка с изображением гигантов, пытающихся взять штурмом Олимп, и отбивающихся богов. На потолке изображен Юпитер, швыряющий удары молнии, что заставляет зрителя чувствовать себя подобно гигантам, на которых рушатся горы, заставляя их корчиться от боли на обломках. Даже камин и его пламя являют ся частью декорации. Эта комната была завершена к 1534 году, большую помощь в ее создании оказал Ринальдо Мантовано, главный помощник Джулио. Цветовое сочетание довольно резкое; декорации выполнены с легкой виртуозностью, они несут на себе налет жестокости и непристойности, которые проглядывают во многих работах Джулио. В самой Мантуе он украшал огромный Реджа дей Гондзага. Декорации Троянской залы заслуживают особого внимания изза создающей иллюзию реальности росписи потолка, выполненной в стиле барокко; эта работа, вероятно, была создана под влиянием Камера дельи Спози Андреа Манте нья, расположенной в Мантуе. Джулио также построил для себя вариант дома Рафаэля в маньерист ском стиле (1544 — 1546) и начал реконструкцию кафедрального собора (в 1545 году).

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную