ЕГИПЕТСКОЕ ИСКУССТВО

ЕГИПЕТСКОЕ ИСКУССТВО (Egyptian art), древние архитектурные памятники, скульптура, живопись и декоративные предметы, созданные главным образом в период династий в первые три тысячелетия до II. э. в регионе долины Нила и в Нубии. Развитие искусства в Египте в значительной степени шло параллельно политической истории страны, но оно также зависело от скованной социальной системы Египта. Освященная официальной религией иерархическая классовая структура требовала повиновения авторитарным законам и следования обязательным этическим предписаниям. Возможно, в большей степени, чем какое-либо другое, египетское искусство служило для имущих классов в качестве мощного пропагандистского инструмента, который увековечивал существующие основы государства. Древнее египетское искусство отражало религиозные верования и выросло из убеждения в том, что жизнь на Земле является лишь кратким промежуточным эпизодом перед вечностью, которая должна прийти. Представители всех классов собирали полезные и декоративные вещи, которые должны были сопровождать их в загробной жизни, а в отношении своих мест захоронения были настолько расточительными, насколько им позволяли средства. Поэто-му значительная часть про- изведений искусства, которые дошли до наших времен, связана с местами захоронений. Археологические раскопки выявили ряд предметов искусства, которые датируются временем, предшествующим периоду династий (до 2925 до н. э.), включая резьбу по камню, декорированные вазы, фи-гурки из терракоты и предметы туалета. Древесина была редкой, поэтому здания строили из ила и камыша, пока строители не научились делать высушенные на солнце кирпи-чи. Самым известным предметом искусства раннего династического периода (около 2925 — 2575 до н. э.) является “Палетка Нарме- ра”, которая представляет собой резьбу на сланце, изображающую царя Нар- мера, побеждающего своих врагов, символизируя объединение Верхнего и Ниж-него Египта. Своей четкостью в исполнении деталей и восхвалением фараона она является хорошим примером стиля египетского искусства, который просуществует длительный период. В период Древнего царства (примерно между 2575 и 2130 до н. э.) для монументальных сооруже-ний начали использовать камень. Были построены гигантские пирамиды, в которых устроены погребальные камеры для властителей, вокруг пирамид был сооружен архитектурный комплекс из гробниц и храмов. Так называемая ступенчатая пирамида Сак- кара является самой древней из всех пирамид. Знаменитые сооружения в Гизе представляют собой классическую форму кон-струкции пирамид. Знать хоронили в прямоугольных структурах, которые назывались “мастаба” в непосредственной близости от пирамид фараонов и лежащего вблизи пирамиды Кафра Великого сфинкса, высеченного из камня в виде льва с головой фа раона. Для прославления умерших фараонов и различных египетских богов были построены храмы. Внутри могил в течение столетий пролежало много предметов мебели, ювелирных изделий и других украшений. Каменные усыпальницы и храмы эпохи Старого царства украшались ярко раскрашенными рельефами, которые в сильной реалистичной манере изображали повседневную жизнь египтян. Большие и малые статуи, вырезанные из дерева или камня, портретно изображали умерших. В течение этой эпохи были установлены определенные каноны для изображения человеческой фигуры, в отношении пропорций, поз и размещения деталей. Правители и официальные лица всегда изображались в определенных величавых позах, которые подчеркивали их статус. Показанные при выполнении определенных работ рабы и ра-ботники изображались в более свободной манере. Этот канон скульптуры придавал завершенность стилю и высокому стандарту искусства. К концу периода Древнего царства гражданская война и об щий упадок экономики сделали невозможным строительство огромных усыпальниц, а качество художественного исполнения упало. Возрождение искусств сопровождалось более стабильным политическим климатом в период Среднего царства, который продолжался с 1938 по 1600 год до н. э. Особенно отличительными были портретные скульптуры фараонов с более пессимистич ным и усталым выражением лица по сравнению с величественной строгостью фигур эпохи Древнего царства. Построенные в этот период поблизости от оазиса погребальные пирамиды и храмы уже меньше по размерам, для их строительства применялись высушенные кирпичи с по-следующей облицовкой камнем. Однако рельефные скульптуры и роспись сохранили высокий уровень мастерства и точности исполнения. После очеред-ного периода политических беспорядков процветающее Новое царство (1539—1075 до н. э.) принесло с собой расцвет искусства. По всей протяженности Нила и в Нубии строились храмы, часовни, высеченные в горах погре- бальницы и камни с надписями. Величественные скульптуры из гранита и стенные росписи прославляли богов и фараонов. Живопись стала отдельным видом искусства, а красота декоративных предметов достигла новых высот. Найденные в усыпальнице Тутанхамона сокровища являются типичным набором роскошных изделий, создаваемых в этот период для фараонов и знати. Живопись и скульптура в период 18-й династии особенно демонстрирует элегантность и утонченность, без жесткой привязки к классическому канону. Фигура человека легка и грациозна, а детали прорисованы очень четко. В период правления фараона Эхна- тона (Аменхотеп IV) отмечался краткий революци-онный эпизод, когда допу-скалась полная свобода выражения, а члены пра-вящей семьи изображались в своей повседневной дея-тельности с немеркнущим реализмом. Самыми значи-тельными сооружениями периода Нового царства были огромные храмы в честь богов. Как своими размерами, так и внутренним убранством они подчеркивали растущую власть жрецов. Типичным было строение с массивными воротами, двор с колоннами, колонны внутри холла, священная комната и одна или более часовен. Самые внутренние места храма были доступны только для фараона и верховного жреца. Конструкция колонн и их капителей имитировала такие растения, как пальмы или папирус, а стены украшались растительным орнаментом. Огромные статуи богов и правителей вызывали трепет и поклонение. Места захоронения в этот период высекались в скалах в пустыне. Правители Нового царства выстроили в Фивах комплекс погребальниц и храмов в Долине смерти царей. Внушительные храмы можно еще и сегодня видеть в Луксоре, Карнаке, Абидосе, Телэль-Анарме и Абу-Симбеле. В последние столетия до н. э. и в первые столетия н. э. в регионе Средиземноморья доминировали Греция и Рим, а в Нубии артистические традиции этих стран сплавлялись с традицией римского Египта. Однако заметный вклад Египта в искусство был сделан в области надгробных портретов Египта времен Рима в 30-е годы до н. э. до 642 года, которые отметили собой появление нового стиля в живописи, который достиг совершенства в иконах Византии.








АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную