ФИШЕР ФОН ЭРЛАХ, ИОГАНН БЕРНХАРД

ФИШЕР ФОН ЭРЛАХ, ИОГАНН БЕРНХАРД (Fischer von Erlach, Johann Bern hard) (крещен 20.07.1656, Грац, Австрия — умер 05.04.1723, Вена), австрийский архитектор, скульптор, историк архитектуры, барочный стиль которого, синтез классики, Возрождения и южного барокко, сформировал стиль Габсбургской империи. Работы Фишера включают Дрейфальтигкайтскирше (1694—1702, Зальцбург) и Коллегиенкирше (1696 — 1707, Зальцбург), а также Зимний дворец принца Евгения Савойского в Вене (1695 — 1711). Его труд “План гражданской и исторической архитектуры (1721) стал самым успешным сравнительным изучением архитектуры. Начало карьеры в Италии и Австрии. Сын провинциального скульптора и резчика, Фишер учился в мастерской своего отца. В возрасте 16 лет он поехал в Рим. Там ему посчастливилось поступить в ученики к Лоренцо Бернини. В Риме Фишер получил глубокие знания древнего искусства и научных методов, которые тогда начали использовать в археологии, — методов, которые сформировали основу его собственных археологических реконструкций. Он также изучал искусство и архитектуру Древнего Рима, Возрождения и барокко. Примерно в 1684 году Фишер поехал в Неаполь (в то время находившийся под властью Испании), возможно, на службу к испанскому наместнику короля. Говорят, что он был амбициозен и даже получил значительное состояние. Проведя около 16 удачных лет в Италии Фишер возвращается на родину в подходящий момент. После великолепных побед над турками империя Габсбургов стала сильной европейской державой. Император «Священной Римской империи» Леопольд I желал соперничать с французским королем Людовиком XIV, показывая со всей очевидностью свою власть абсолютного монарха в возведении больших зданий. Аристократия последовала его примеру, строя великолепные дворцы, духовенство римской католической церкви также хотело прославить (через архитектуру духовных зданий) победу над язычниками, а также над протестантской Реформацией. Более того, турки разрушили большое количество поместий, принадлежавших аристократии, а также в значительной мере разрушили пригороды Вены во время осады 1683 года. Необходимость возведения новых зданий, а также быстрое экономическое возрождение, последовавшее за победами, вызвали быстрый рост строительства и расцвет искусства и архитектуры.

В 1687 году Фишер начал блестящую карьеру, он был придворным архитектором трех сменивших друг друга императоров: Леопольде I, Иосифе I и Карле VI, он также проектировал здания для аристократов и архиепископа Зальцбургского. В 1689 году Леопольд I назначил Фишера учителем перспективы и теории и истории архитектуры для своего сына Иосифа. В 1690 году Фишер получил общественное признание благодаря возведению двух временных триумфальных арок, построенных в Вене в честь вхождения Иосифа в город после его коронации во Франкфуртена Майне как короля и будущего правителя «Священной Римской империи».

В течение последующих 10 лет Фишер был очень популярен в Вене, Зальцбурге и других владениях Габсбургов. В 1693 году он получил заказы на 14 важных зданий. В течение этих лет он создал новый вид загородного дома, соединив самые важные достижения пригородной архитектуры, начиная с 16 века. Он объединил идеи загородного дворца в стиле французского барокко, состоящего из множества соединенных павильонов, со стилем виллы эпохи Возрождения, окруженной невысокими отдельными флигелями и вдохновленной классикой (типичный пример — Андреа Палладио). Используя мощные закругленные формы архитекторов римского барокко, особенно Бернини, он придал своим виллам более динамичный вид. Одной из их выдающихся характерных черт является просторный овальный зал в центре плана, как, например, в Нойвальдеческом замке (1692 — 1697) близ Вены и в Энгельгардштеттенском замке (около 1693) в Нижней Австрии. Проекты загородных домов Фишера оказали решающее влияние на архитекторов его времени. В похожем стиле синтеза римского и французского барокко с добавлением палладианских элементов он создал новый вид городского дворца, который характеризовался впечатляющими формами, структурной чистотой и динамическим напряжением в декоре. Зимний дворец принца Евгения Савойского, начатый в 1695 году, и дворец проклятия хорватского графа Батхияни (оба в Вене), являются замечательными образцами этого стиля.

Как архитектор Иоганна Эрнста графа фон Тан, архиепископа Зальцбургского, Фишер продемонстрировал свой талант в церковной архитектуре и городском планировании . Купола и башни его церквей изменили внешний вид Зальцбурга. В их пропорциональных изысканных элементах он пытался до стичь равновесия между элементами конструкции и центральным планом, проблема, с которой сталкивались все великие архитекторы церквей, начиная со спроектированного Микеланджело Собора святого Петра в Риме. Все церкви, созданные Фишером, имели двухбашенные фасады, подчеркнутые динамическими закруглениями и элегантным декором, но каждая из них имела свою собственную особую характерную черту в зависимости от ее местонахождения и особенного назначения, (например, церковь, принадлежащая семинарии, университету или женскому монастырю). Элегантный вогнутый фасад церкви Святой Троицы, например, сильно отличается и усиливает эффект спокойного фасада соседних зданий семинарии. Почти геометрические линии университетской церкви, увенчанные волнообразными формами ее башен, возвышаются над университетским комплексом, придавая новый архитектурный и символический акцент Зальцбургу, над которым господствовал раньше лишь массивный кафедральный собор. Фишер также спроектировал новый фасад конюшен архиепископа и разбил перед ними сквер. Он переделал старую каменоломню в летний конный манеж и построил летнюю резиденцию архиепископа, Кле шеймский замок (1700 — 1709) за пределами Зальцбурга. Путешествия за границу и перемена стиля. В начале 18 века Фишер был на вершине своей карьеры. Явной демонстрацией его успеха в качестве придворного архитектора стало пожалование ему дворянства в 1696 году. Союз Империи с Пруссией, Голландией и Англией во время войны за испанское наследство позволил Фишеру в 1704 году посетить эти страны и изучить их архитектуру, особенно Палладио. В результате его стиль очень сильно изменился. В 1707 году он поехал в Венецию, чтобы изучать палладианскую архитектуру по первоисточникам. В результате у него появился и развился новый вид “палладианского” дворцового фасада, классического по пропорциям, но оживленного богатым скульптурным декором.

Он состоит из центрального выступа, подчеркнутого гигантским ордером и увенчанного трехгранным фронтоном, и относительно невыраженных боковых ризалитов. За образец своего нового стиля Фишер взял английские и северогерманские барочные интерпретации палладиан ской архитектуры, а также работы самого Палладио и его итальянских последователей. Основными достижениями Фишера в этой области стали фасады Богемской канцелярии (1708 — 1714) и Тратсонский дворец (1710—1716, оба в Вене), а также КламПаллас, дворец в Праге (начат в 1713), которым подражали архитекторы во всей Габсбургской империи. В первое десятилетие 18 века, однако, Фишер спроектировал меньше зданий, чем в предыдущие годы. У него отнимало время исполнение административных обязанностей главного инспектора придворных зданий, а также работа над большой историей архитектуры (“Введение в историю архитектуры”). Эта книга, отражающая масштабность его исследований, стала первой сравнительной историей архитектуры всех времен и всех народов. В нее входят замечательные образцы египетской, персидской, греческой, римской, мусульманской, индийской и китайской архитектуры, проиллюстрированные гравю' рами с пояснительными подписями. Некоторые из представленных в книге археологических реконструкций были одними из лучших во времена Фишера. В конце исторического обозрения он поместил свои собственные проекты . которые рассматривал как логическое продолжение римских архитектурных традиций. Книга была издана в 1721 году. Последние проекты. Когда в 1711 году его второй покровитель император Иосиф I умер, положение Фишера как главного архитектора при венском дворе уже не было бесспорным. Многие предпочитали более приятную и менее претенциозную архитектуру его соперника Иоганна Лукаса фон Гиль дербранда величественным замыслам Фишера. Однако он смог завоевать благосклонность императора Карла VI, которому посвятил свою историю архитектуры в рукописи в 1712 году, и получить заказ на строительство Карлскирхе (церкви святого Карла Борромея, начата в 1715). Карл дал обет своему святому покровителю построить Карлскирхе за спасение города от эпидемии чумы. Своим поимператорски великолепным зда нием Фишер задумал не только прославить святого Карла, но и создать памятник императору. В этой церкви он попытался использовать и привести в гармонию основные идеи, заключенные в самых важных священных строениях — Иерусалимском храме, Пантеоне, и Соборе святого Петра в Риме, святой Софии в Стамбуле, а также Доме инвалидов в Париже и Соборе свято го Павла в Лондоне. Относительно независимые части здания — пара римских высоких триумфальных колонн, низкие башни, высокий овальный купол, центральный портик, повторяющий римский храмовый фасад, поперечный неф готического собора (трансепт) и пресбитерий приводятся в гармонию для создания визуального единства для осмотра с любой точки. Соединение формальной и символической структуры здания возникло в результате его двойного назначения. Например, самая впечатляющая деталь церкви — пара огромных триумфальных колонн, стоящих на противоположных концах портика, украшенных рельефами на духовные темы, прославляющими жизнь святого Карла. Однако две колонны также намекают на герб императора — “Геркулесовы столбы”. Фишер не дожил до полного завершения своего шедевра, но его сын Йозеф Эммануил Фишер фон Эрлах завершил церковь с некоторыми изменениями. Йозеф Эммануил также завершил императорские конюшни (1719—1723) и построил по проекту своего отца императорскую библиотеку (спроектирована в 1716 году, построена между 1723 и 1737) , в интерьере которой был самый впечатляющий библиотечный зал того времени. Значение творчества. В высоко идеалистическом формальном синтезе Фишер попытался соединить достижения прошлого и настоящего, смешивая образцы древнего Рима, эпохи Возрождения, архитектуры итальянского и французского барокко, чтобы найти новое, и единственное в своем роде решение каждой архитектурной задачи. Основной принцип Фишера заключался в объединении различных пластических элементов, законченных в самих себе, с динамическими контрастами.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную