ФОНТАН

ФОНТАН (fountain), в ландшафтной архитектуре контролируемый или специально сдерживаемый выброс воды, используемый с декоративной целью; искусственно создаваемая струя воды или устройство, из которого она вытекает. С древних времен фонтаны были важным элементом оформления садов и общественных мест. Самым древним из сохранившихся фонтанов является высеченный Вавилонский бассейн (около 3000 до н. э.), найденный в Телло в древнем Лагаше в Месеопотамии. Ассирийский фонтан, обнаруженный в долине реки Коме л, состоит из бассейнов, высеченных в цельной скале, спускающихся ступенями к реке. Маленькие водопроводные трубы подводиt ли воду из одного резервуара в другой, самый нижний из которых был украшен двумя рельефными, стоящими на задних лапах львами. Греческие. Во времена Эгейской цивилизации, как и в более поздней Эллинской Греции, источники зачастую считались священными, и около них строились места поклонения, где вода лилась в искусственные бассейны.

В древней Греции существовали более искусно скон струированные фонтаны, что подтверждается большим числом литературных свидетельств и результатами раскопок. Некоторые были окружены колоннами, как в Лерне. Город Коринф был известен своими фонтанами, особенно источниками, посвященными нимфе Пирене. Греческие фонтаны были также утилитарными, будучи снабженными большими собирающими воду бассейнами с регулированием стока, зачастую затененные портиком. Римские.

В Римской цивилизации вода распределясь из каждого терминального резервуара, как в бани и большие дома, так и во многие общественные фонтаны, которые обеспечивали большую часть населения. Примеры, обнаруженные в Помпеях, иллюстрируют оба типа, декоративный фонтан во внутреннем дворике аристократического дома и утилитарный уличный фонтан. Последний состоял из прямоугольного каменного бассейна с не большим пьедесталом над ним с высеченной головой человека или животного, изо рта которой лилась вода. На краю резервуара была сделана выемка для стока воды. Помимо вышеперечисленных типов римляне сконструировали нимфей, чисто декоративный тип фонтана, который появился еще в древнегреческие времена. Римские нимфеи стали монументальными домами развлечений, часто в форме экседры, накрытой полукуполом. Детали самого фонтана варьировались от многорезер вуарных устройств до струи воды, вытекающей из скульптуры. В раннехристианские времена фонтаны помещались во дворе атриума христианской базилики как символ очищения — например, древний Собор святого Петра в Риме. Подобные фонтаны во внутренних двориках продолжали использоваться в монастырях Западной Европы и Византийской империи (например, Клю ни; Ватопеди на горе Аль тос). Средневековые европейские. В раннем средневековье в Европе декоративная и архитектурная трактовка фонтанов вышла из употребления. Большую часть необходимой воды поставляли колодцы. Однако с 12 века начали снова появляться общественные фонтаны, и фонтаны источники приобрели архитектурную обработку. Обычная форма последнего состояла из большого бассейна, к которому спускались нисходящие ступени, и перекрытого сводом, иногда закрытым, а иногда поддерживаемым только колоннами. Общественные фонтаны средневековых городов обычно имели многоугольный или круглый бассейн, иногда разделенный на доли, в центре которого возвышалась колонна или столб, извергающий множество струй воды. Архитектурные детали фонтанов отличались бесконечным разнообразием. Фонтаны были особым объектом общественного строительства в позднем средневековье, создание некоторых из них было заказано гильдиями. Очень немногие из этих фонтанов сохранились. Заслуживающим внимания примером является фонтан Schone Brunnen в Нюрнберге (1398), выделяющийся высоким, богато украшенным готическим шпилем с множеством статуй и литых деталей. В позднем средневековье как экстравагантные забавные вещицы были разработаны настольные фонтаны. По свидетельствам современников в то же время при византийском дворе существовали настольные фонтаны, из которых струилось сдобренное специями вино.

К сожалению, ни один фонтан этого типа не дошел до наших дней. Мусульманские. В мусульманских странах фонтаны имеют большое значение, в особенности общественные питьевые фонтаны, которые называются себи лами. Они являются непременным атрибутом Востока. Распространенный тип представляет собой обычную струю и резервуар, заключенный в красивой нише. Более претенциозные проекты принимают форму богато украшенных шатров. Ренессанс и барокко. Ренессанс в Италии начал новый этап в проектировании фонтанов, в котором скульптура становится центром композиции. Распространенным типом была последовательность круглых или многоугольных бассейнов на вертикальной опоре, на верху которой находилась статуя, из которой лилась вода. Одним из проектировщиков фонтанов был Леонардо да Винчи. В течение последующего периода итальянского барокко фонтаны превратились в сложные композиции из бассейнов, скульптур и водных струй. Рим славится многими фонтанами в стиле барокко, в особенности “Фонтаном рек” (1648 — 1651) Джованни Бернини, который находится на площади Навона, и “Фонтаном Треви” (закончен в 1762) Никколо Сальви. Подобные фонтаны демонстрируют модернизацию города, его площадей и церквей, проведенную под папским руководством. Помимо этих общественных фонтанов, в период итальянского Возрождения существовало огромное количество оригинальных, эффектных, иногда даже занятных по дизайну садовых фонтанов, расположенных на виллах. Интересные эффекты стали возможны благодаря тщательно разработанным механическим устройствам. Например, водный орган на вилле д’Эсте в Тиволи (1549), играл только тогда, когда наступали на определенные камни, которыми были вымощены дорожки. Использовалось расположение вилл на склонах гор, верхние фонтаны снабжали водой нижние. Примером может служить фонтан на вилле д’Эсте и каскад на вилле Альдоб рандини, Фраскати. Итальянские работы определили конструкцию монументальных городских фонтанов и декоративных садовых фонтанов в северной и западной Европе. Ранним примером декоративного фонтана во Франции является “Фонтан невинных” (1550) Жана Гудона в Париже, оригинальная работа, которая не копирует итальянские образцы. “Фонтан Медичи” в Люксембургском саду в Париже работы Саломона де Броссе — великолепный пример нишевого расположения. Наиболее эффектными и претенциозными фонтанами во Франции являются фонтаны Версаля, части огромного садового комплекса, спроектированного Андре Ленотром (1661). Большие зеркальные водоемы были частью осевой системы, зачастую работу фонтана сопровождали фейерверки. Вряд ли второстепенным по отношению к художественным достижениям был инженерный прием подачи воды под давлением в большом количестве к многочисленным фонтанам в Версале. Чисто декоративные фонтаны оставались популярными в 18 веке в качестве центров городского ансамбля, а также украшений королевских дворцов и загородных усадьб. Современные. Чатсвос в Англии известен фонтанами, сконструированными сэром Джозефом Пэкстоном в 19 веке, в частности одиночной струей воды 80 м в высоту, поднимающейся из симметричного зеркального бассейна. В другом месте в Чатсвосе искусственная ива из меди поливает водой ничего не подозревающих людей под своими ветвями. В 19—20 веках фонтаны не потеряли своей популярности, хотя их качество и дизайн менее замысловаты. Выставки предоставили возможность для создания претенциозных фонтанов. Среди многих примеров — Хрустальный дворец в Сиденхэ ме, Лондон; фонтан Всемирной колумбийской выставки в Чикаго, штат Иллинойс (1893), и Нью Йоркской всемирной ярмарки 1939 года. На Великобританском фестивале в Лондоне (1951) движущаяся водная скульптура, состоящая из вращающихся на оси резервуаров, приводилась в движение с помощью изменения центра тяжести. Когда каждый резервуар наполнялся, он опрокидывался исключительно направо и наполнялся заново водой, льющейся сверху. Из постоянных фонтанов прекрасным примером является, хотя и не оригинальный по композиции, Букиигемский мемориальный фонтан в Чикаго (1927) Жака Ламберта.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную