ФУЛЛЕР, РИЧАРД БАКМИНСТЕР

ФУЛЛЕР, РИЧАРД БАКМИНСТЕР (Fuller, Richard Buckminster) (родился 12.07.1895, Мильтон, Массачусетс, США — умер 01.07.1983, ЛосАндже лес), инженер и архитектор США, усовершенствовавший геодезический купол, единственный большой купол, который можно поместить непосредственно на землю как законченное строение. Этот купол является единственным практическим видом строения, которое не имеет ограничений в размерах (то есть до тех пор, пока устойчивость строения сохраняется). Наиболее заметным геодезическим куполом в Соединенных Штатах является павильон “Экспо67” в Монреале. Будучи поэтом и философом, он был известен своими неортодоксальными идеями по общих вопросам. Жизнь. Фуллер произошел из древнего рода новых английских нонконформистов, наиболее известным из которых была его пратетя — Маргарет Фуллер, критик, учитель, писатель и одна из тех, кто основал “Дайал” — орган трансценденталист ского движения. Фуллер был дважды исключен из Гарвардского университета и никогда так и не закончил официального образования. Он служил в армии США во время первой мировой войны, занимая должность командира флотилии быстроходных спасательных катеров. За изобретение специального жизнезащитного оборудования он был отправлен в Академию США в Аннаполисе. Мэриленд. В 1917 году он женился на Анне Гевлетт, дочери Джэймса Монро Гевлетта, известного архитектора и настенного живописца, позднее директора Американской академии в Риме. Гевлетт изобрел модульную систему здания, используя сжатые древесные блоки. После войны Фуллер и Гевлетт организовали компанию по постройке зданий, которая использовала этот материал (позднее известный как саундекс и це лоткс) в модулях для постройки домов. В процессе работы Фуллер самолично руководил возведением нескольких сотен домов. Приобретенный опыт показал, что здание, построенное искусным трудом, неэкономично и дорого: “Опыт помог мне осознать, что искусно построенное здание — где каждая квартира является опытной моделью дизайна, никогда не пользуется спросом — искусство, ко торое принадлежит к средневековью”. В 1922 году, вскоре после открытия компании по строительству зданий “Стокэйд Билдинг Систем”, его старшая дочь Александра умерла в возрасте четырех лет. Она страдала наследственным гриппом, полиомиелитом, спинномозговым менингитом — болезнямиэпидемиями того времени, их распространение Фуллер связывал частично с неадекватностью окружающей среды. Он сделал вывод, что неадекватность бесполезна и что окружающая среда может контролироваться и “закрываться” для человеческой пользы. Фуллеровским ключом управления окружающей средой была всеобъемлющая предупреждающая модель. “Стокэйд Билдинг Систем” неожиданно столкнулась с финансовыми трудностями в 1927 году. Фуллер, владеющий меньшей частью акций компании, был уволен. После этого он оказался без средств к существованию в Чикаго, без постоянного дохода, отчужденный, лишенный духа и сбитый с толку. В этот момент жизни Фуллер сделал, как он выразился, “слепое свидание с принципом”. Он принял решение посвятить оставшиеся годы бесприбыльному поиску модели, которая могла бы извлекать максимальную общественную пользу из мировых энергетических ресурсов и развития промышленного комплекса. Изобретения, открытия и экономические стратегии, которые последовали за этим, были временными явлениями, связанными с этой целью.

В 1927 году в ходе разработки своей всесторонней стратегии, он изобрел и продемонстрировал дом, изготовленный на заводе и доставленный по воздуху, позднее названный домом Димаксион, который имел свои собственные коммунальные сооружения. Что касается воздушного, водного и наземного транспорта, в качестве необходимого дополнения к его полностью автономному дому Фуллер в 1928 году спроектировал, и в 1933 году произвел первый, наземный прототип такси, действующее во всех направлениях транс портное средство — машина Димаксион. Этот автомобиль, первая машина с обтекаемыми формами, мог пересекать открытую местность наподобие джипа, развивать скорость до 190 км/ч, делать поворот на 180° на отрезке, равном его собственно длине, везти 12 пассажиров и проезжать 12 [см на одном литре бензина. Оснащенный круговыми бамперами, он предоставлял максимум защиты своим пассажирам на случай аварии. В 1943 году по просьбе промышленника Генри Кайзера Фуллер сконструировал новую версию машины “Димаксион”, воплотив в ней преимущества улучшенной технологии. Новая версия была со спроектированными для увеличения мощности тремя отдельными, с воздушным охлаждением двигателями, каждый из которых соединялся со своим собственным колесом с помощью подвижного регулируемого приводного механизма. Соединительная система предоставляла максимум вращающего момента с минимумом объема двигателя. С момента достижения исходной инерции только один двигатель был необходим для сохранения крейсерской скорости. Таким образом машина могла преодолеть 17 — 21 км, используя один литр бензина, и работать с минимумом вредных выбросов.

Все колеса управлялись рулем; машина, таким образом, могла двигаться боком, наподобие краба, паркуясь на площадке, не превышающей ее собственной длины. Спроектированный в 1943 году “Димаксион”, как и его предшественник, никогда не запускался в коммерческое производство, возможно, вследствие противодействия автоматизированной промышленности радикальным инновациям. Предполагая, что в природе существует векторная, или направленноориентированная, система сил, которая предоставляет максимум мощности с минимумом структуры, и основываясь на сетке тетраэдра из органических компонентов и металлов, Фуллер разработал систему геометрии которую назвал “Энер гетическисинергетическая геометрия”. Основной единицей этой системы был тетраэдр (вид пирамиды с четырьмя сторонами, включая основание), который в комбинации с октаэдром (восьмисторонняя фигура) формируют наиболее экономичную, заполняющую пространство структуру. Архитектурным следствием использования этой геометрии Фуллера был геодезический купол — строение, общая прочность которого находится в логарифмическом соотношении с его размерами. Поскольку геодезические купола не имели ограничения в размерах, они могли использоваться, как предлагал Фуллер, в качестве “воздушных тормозов” над всей поверхностью городов, делая возможным полный контроль над окружающей средой, включая и экономическое использование “недружелюбных” территорий, таких как Арктика и Антарктика. Много тысяч геодезических куполов были возведены в различных частях мира; наиболее известным из них стала куполообразная выставка “Экспо67” в Монреале. Еще два купола — выставочный павильон тропического ботанического сада в СентЛуисе и купол Компании по выпуску цистерн — были построены в 1958 в Батон Роудж, Луизиана. Этот купол во время его постройки охватывал наибольшую площадь из всех существующих и достигал 117 м в диаметре и 35 м в высоту. Другими изобретениями и разработками Фуллера были: система картографии, показывающая всю территорию Земли без заметных искажений; кубические, штампованные, изготовленные заводским способом ванные комнаты; подводная геодезическая куполферма; наращиваемый бумажный купол. Тем не менее Фуллер не считал себя изобретателем и архитектором. Все свои изобретения, по его мнению, были случайными или временными эпизодами в стратегии, которая названа радикальным методом решения мировых проблем с помощью нахождения методики сделать больше с меньшими затратами. Он однажды писал: “Я не намеривался спроектировать дом, который стоял бы на столбах, или производить новый тип автомобиля, изобрести новую систему изображения карт, улучшить геодезический купол, или энер гетическисенергитическую геометрию. Я взялся за всю вселенную — организацию энергетических систем, для которой весь наш существующий и возможный опыт — всего лишь локальный случай. Я могу окончить парой летающих тапочек ”. Всесторонняя, предчувствующая и инициативная работа, которую он начал, одна — исключающая политику и политические теории — могла решать проблемы человеческого проживания, питания, транспортировки и загрязнения; и эта работа могла решать существующие проблемы с помощью фрагментов различных материалов, сейчас используемых весьма неэффективно. Более того, энергия, неизменно более полезная и направленная в качестве совокупной информации на хранение в компьютеры, была способна синтезировать сырье, механизировать и упаковывать предметы потребления и обеспечивать физические требования всего глобального населения. Фуллер был профессором и занимался исследованиями в ЮжноИлли нойском университете (Карбондэйл) с 1959 по 1968 год. В 1968 году он был назначен университетским профессором, в 1972 году ведущим университетским профессором и в 1975 году заслужен ным профессором в отставке. Королева Елизавета II наградила Фуллера Королевской золотой медалью за достижения в архитектуре. Также он получил в 1968 году Золотую медаль, присужденную институтом искусства и литературы, а в 1979 году он стал членом Американской академии и Института искусства и литературы. Оценка. Фуллер — архитектор, инженер, изобретатель, философ, писатель, картограф, геометр, футурист, преподаватель и поэт — завоевал репутацию одного из наиболее оригинальных мыслителей второй половины 20 столетия. Он был, наверное, первым, кто попытался развить, основываясь на глобальном фундаменте, всесторонние, долгосрочные технологические и экономические проекты, созданные им, чтобы “сделать человека успешным во вселенной”. Он представлял человека в качестве пассажира космического корабля — пассажира, единственное богатство которого заключается в энергии и информации. Энергия имеет две фазы — ассоци ативную (атомные и молекулярные структуры) и диссоциативную (радиация) — и, в соответствии с первым законом термодинамики, энергия вселенной не может уменьшится. Информация, с другой стороны, отрицательно эн тропична, поэтому знания, технология, “ноухау” непрерывно увеличиваются. Исследования порождают исследования, а каждое технологическое достижение умножает производственное богатство мировой общественности. Следовательно,’ “Корабль Земля” является регенеративной системой, чья энергия прогрессивно используется для человеческой пользы и чье богатство увеличивается в геометрической прогрессии. Книга Фуллера “180 метров до Луны” (1938) является планом его общей технологической стратегии увеличения использования человеком энергетических ресурсов.

К тому же он развивал этот и другие вопросы в таких книгах, как: “Больше нет подержанного Бога” (1962), “Утопия или забвение” (1969), “Руководство управления космическим кораблем Земля” (1969), “Земля инкор порейтед” (1973) и “Дорога критики” (1981)

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную