ФУНКЦИОНАЛИЗМ

ФУНКЦИОНАЛИЗМ (functionalism), одно из направлений в архитектуре, представление о том, что форма строения здания должна строго соответствовать практическому применению этого сооружения, то есть его назначению, материалу и структуре здания. Данное направление отличалось от предыдущих представлений в архитектуре, согласно которым сначала дизайнер должен был умозрительно представить то» как выглядит его здание и только потом его представление соотносилось с планом и структурой сооружения. Функционализм ассоциируется с современным зодчеством (ив некоторой степени с современным дизайном мебели), и нет сомнений в том, что эта теория является одной из наиболее новых. Несмотря на то, что даже самая причудливая архитектура должна тем не менее отражать и практическое содержание, в прошлом функциональная сторона в архитектуре иногда становилась доминирующей, и художественный замысел здания полностью должен был отвечать его назначению. В истории архитектуры существует несколько подобных примеров, например, военная архитектура раннего средневековья; также сюда можно отнести и готическую церковную архитектуру, и большую часть индустриальных построек наряду с коммерческими сооружениями 19 века. Выражение “функциональная традиция” означает резкий функционализм стиля, который то появляется, то вновь исчезает, вне зависимости от изменений в самих архитектурных направлениях. Колыбелью функционализма считается современное зодчество, зародившееся в первой четверти 20 века в результате изменений в технике строительства, которые потребовали пересмотра строительства самих зданий и изменений, произошедших в области культуры и эстетических взглядах общества. В действительности же, в 19 — начале 20 века архитекторы начали высказывать свое несогласие со взглядами сторонников Возрождения, поэтому в архитектуре зародилось новое направление, отвечающее взглядам того времени, которое основано на воплощении во внешнем виде зданий элементов их назначения. Идея нового стиля возникла под лозунгом “функция предшествует форме”, придуманным в 1880 году одним из основоположников современного стиля в архитектуре, Луисом Салливаном, а в 1920 году идеи функционализма можно было охарактеризовать афоризмом архитектора Ле Корбюзье “дом — это средство для жизни”. Последнее утверждение, однако, несмотря на то, что оно вполне соответствовало духу противоречий 1920 годов, когда функционализм столкнулся с яростным сопротивлением сторонников Возрождения, не должно восприниматься буквально, что нельзя сказать о других афоризмах Ле Корбюзье. Сторонники нового стиля в архитектуре при каждом удобном случае утверждали, что хорошей оценки заслуживает только то здание, архитектурный замысел которого безоговорочно служил практическим целям, однако при воплощении этих целей существуют все же некоторые альтернативы, которые архитектор волен вы бирать согласно своему вкусу, и такой выбор может в конечном счете определять различие между плохой и хорошей архитектурой. Смысл утверждений подобного рода в том, что современный архитектор, когда проектирует здание в первую очередь начинает с анализа того, для чего строится то или иное здание, затем в связи с этим, как лучше всего добиться этого эффекта, а эстетический вид вместо того, чтобы управлять этапами проектирования, вытекает уже как следствие в процессе дизайна, являясь, тем не менее, его составляющей. Поэтому упор, который делается на функционализм в современной архитектуре, предполагает объединение архитектурного и инженерного искусства, которые вплоть до 19 века существовали независимо

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную