ГАБО, НАУМ

ГАБО, НАУМ (Gabo, Naum), настоящее имя Наум Ниемия Певзнер (родился 05.08.1890, Уотербери, Коннектикут, США — умер 23.08.1977, Уотербери, Коннектикут, США), один из первых скульпторов, работавший в стиле конструктивизма, чье использование в работе таких материалов, как стекло, пластйк и металл, стало сигналом к отказу от традиционных концепций в архитектуре массивных зданий и к переходу к зданиям больших пространств. Габо изучал медицину, естественные науки и инженерное искусство в университете Мюнхена.

В 1913 году он пешком добрался из Мюнхена во Флоренцию и Венецию,где он скрупулезно изучал архитектуру и искусство. Еще в детстве он поменял свое имя, чтобы отличить себя каким бы то ни было способом от своего брата Антуана Певзнера, также являвшегося художником.

В то время, когда он был в Париже, в 1913—1914 годах он встретил Александра Архипенко и других, увлеченных авангардистским движением в искусстве. В Стокгольме в 1915 го ду он создал свои первые скульптуры в стиле кубизма, среди которых наиболее известна “Голова женщины” (1916, целлулоид и металл). Во время первой мировой войны он жил вместе со своим братом в Осло, где они оба экспериментировали над конструктивистскими линиями, продемонстрированными им их другом — русским архитектором Владимиром Татлиным. По возвращении в Россию, после окончания революции, братья увидели, что политические силы направили искусство на пропаганду своих идей. В 1920 году они выпустили “Реалистичный манифест”, касающийся идей конструктивизма, который они расклеили на улицах Москвы. В нем они утверждали, что искусство имеет свою ценность и функцию, независимо от государства, и что геометрические принципы являются основой скульптуры, в которой линия теперь определяла объем пустого пространства в фигуре вместо ее массы. В 1920 году Габо выставил скульптуру “Кинетическая композиция”, скульптуру с мотором, которая продемонстрировала его принципы.

Он уехал из России в 1922 году и жил около десяти лет в Берлине, где работал вместе с Ласло МохойНадем и другими скульпторами. В 1932 году он уехал обратно в Париж, затем с 1936 по 1946 год он жил в Англии. Изгибы заменяют углы в его новых пространственных конструкциях, сделанных из каната и проволоки.

В 1946 году он переехал в Соединенные Штаты, а в 1953—1954 годах преподавал архитектуру в аспирантуре Гарвардского университета. Лейтмотив его работ звучит в названиях скульптур Габо: “Спиральная тема” (музей современного искусства, НьюЙорк), “Светопрозрачная вариация на сферическую тему” (1951, музей Соломона Р. Гуген хейма, НьюЙорк), “Линейная конструкция в пространстве номер 4” (1957 — 1958, музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк). Одной из наиболее впечатляющих его скульптур считается скульптура, относящаяся к зданию Бидженкорфа, Роттердам (1954), открытая в 1957 году.

АРХИТЕКТУРА. Краткий справочник, Минск, Харвест., 2004

на главную